Этот рассказ о нескольких картинах из постоянной экспозиции Русского музея, следовало бы начать словами "Жили - были…" или "В тридевятом царстве, в тридевятом государстве…". Речь в нем, как вы уже, наверное, догадались, пойдет о произведениях, написанных на сюжеты, взятые из русского фольклора и древнерусской истории. Произведения эти с раннего детства входят в нашу жизнь, соединяясь в нашем воображении с образами, сошедшими со страниц книг и появившимися из сказок, рассказанных на ночь. Создатели их, "два богатыря" (богатырей, конечно же, как и положено было трое, третий - Илья Репин, но о нем разговор отдельный) русской живописи Василий Суриков и Виктор Васнецов.
Дверь в мир былинно-сказочных образов открывает картина Виктора Васнецова "Витязь на распутье". Могучий богатырь остановился перед древним, вросшим в землю и покрывшимся мхом путевым камнем. Время сохранило на нем лишь одну надпись, смертью грозящую путнику. И стоит витязь, думу - думает, все вокруг замерло в ожидании его решения. Даже конь удалой под ним стоит не шелохнется. Вокруг степь бескрайняя, усеянная костьми людей и животных, да серые валуны, похожие на могильные камни, будто раскиданные здесь в древности чьей-то богатырской рукой, лишь огромные черные вороны кружат над гиблой землей.
Рядом с "Витязем" висит картина "Акробаты или праздник в окрестностях Парижа". К былинной тематике отношения они, конечно, не имеют, но именно в Париже Васнецов задумывает первые картины на былинно-сказочные сюжеты.
А вот картина сибирского казака Василия Сурикова, который как никто умел сквозь толщу времени "угадывать" образы и атмосферу былых времен. Там челн несет по бескрайней водной глади атамана Стеньку Разина и его лихих товарищей. Для истории Стенька Разин - разбойник и бунтовщик, а народные предания сохранили, что был он еще богатырь и чародей. Эти же черты некоторые современники видели и в самом художнике.
Шум битвы: скрежет и звон копий и мечей, свист стрел, жаркое дыхание лошадей … В степи широкой схватились русские дружинники со скифскими воинами, и идет битва не на жизнь, а насмерть. Уступают в численности варварам русичи, но не сдаются, знают не за себя, сражаются за Русь - матушку. Это вновь картина Васнецова - "Бой скифов со славянами". Яркие краски и ясность мироустройства возможные только на территории былинно-сказочного мира.
Еще одна ожесточенная битва русских воинов с дикарями. То Ермак Тимофеевич Сибирь покорять идет. И путь ему преградили дикие племена исконно, обитавшие здесь. Орды их пребывают, подобно черному потоку монгольских племен в XIII веке затопившему Древнюю Русь. Лица их слившиеся в единый разъяренный ком неотличимы друг от друга. И мужество казаков, противостоящих им, выглядит достойным героям древних сказаний.
Разные по характеру и масштабу дарования художников объединяла любовь к русской старине, поиск того "русского духа, что Русью пахнет". Удалось ли им выразить языком живописи такие трудно определимые и иррациональные по своему существу категории как национальный дух, национальный характер, душа народа? Сделать мир Старой Руси видимым, слышимым и осязаемым? Чем увенчалось, это их стремление вы сможете узнать, посетив Русский музей.
Дополнительно о выставках Русского музея http://www.museum.ru/N27623
(с) Музеи России