16 сентября 2005 года в Хвалынском художественно-мемориальном музее К.С.Петрова-Водкина (филиал Радищевского музея) открылась выставка хвалынской художницы Е.К.Серовой (1905 - 1999), приуроченная к 100-летию со дня ее рождения.
Елизавета Константиновна Серова родилась в Хвалынске в семье шапочника. Она приходилась племянницей В.М.Серову, депутату второй Государственной Думы, президенту Забайкальской республики (нынешняя Бурятия), который в 1918 году был расстрелян бело-чехами. Его называют "хвалынским Че Геварой". В Улан-Уде есть памятник В.М.Серову, а в Москве, Саратове и Хвалынске - улицы его имени.
В 1927 году Елизавета Константиновна поступила в Саратовский художественно-промышленный техникум. Её учителями в техникуме были замечательные художники П.С.Уткин, Ф.В.Белоусов, Б.В.Миловидов, которых она вспоминала всегда с благодарностью. В 1931 году после окончания техникума уехала в Москву. Работала во Всесоюзном кооперативе художников (Всекохудожник). Писала портреты вождей, плакаты и лозунги к праздникам. Часто говорила: "Художники богатели в мае и октябре, когда спрос на лозунги и портреты вождей к праздничным демонстрациям был большой".
В 1942 году вернулась на родину. Работала библиотекарем в педучилище, школе-интернате, преподавала черчение и рисование в школах, увлекалась цветоводством, участвовала в ежегодных выставках цветов, став, по существу, художником "выходного дня". Её художническое "девство" затянулось до 1980-х годов. Но закон накопления и реализации духовной энергии когда-то должен был сработать. Как подземные реки выходят иногда на поверхность, так и Елизавета Константиновна начинает в эти годы экспонировать свои работы на выставках местных художников в галерее. Интерес к её творчеству и личности растёт.
В конце 1980-х годов режиссёр А.Д.Ибрагимова и сценарист О.Н.Гладышева Нижне-Волжской студии кинохроники снимают фильмы по её рассказам о жизни дореволюционного Хвалынска и о ней: "За дамбой", "Кощунство. Хвалынский вариант", "Эта тихая уездная жизнь". В журнале "Волга" появляется публикация О.Н.Гладышевой "Хвалынские страницы" о сёстрах Серовых, в журнале "Гонец", издаваемом в Саратове писателем Б.В.Дедюхиным, публикуются короткие рассказы-воспоминания Е.К.Серовой. Художники, приезжающие на летние пленэры в Хвалынск, интересующиеся традициями саратовской школы, узнав, что Е.К.Серова - ученица П.С.Уткина, становятся частыми гостями в её доме. Её картины расходятся по многим частным коллекциям не только Хвалынска, но и России.
На выставке "Прошедших лет цветущее наследство", приуроченной к 100-летию художницы, представлены картины и этюды из частных хвалынских коллекций и художественно-мемориального музея К.С.Петрова-Водкина. К сожалению, работ немного, но даже беглого взгляда на них достаточно, чтобы почувствовать тонкую нюансировку цвета, любовь художницы к живой натуре. В её пейзажах и натюрмортах с цветами, написанных нежным касанием кисти, ощущаются уроки П.С.Уткина.
Когда её спрашивали о советах П.С.Уткина, даваемых ученикам, она подходила к окну, выходящему на, известный всему городу, цветник, посаженный руками сестёр Серовых, и говорила, указывая на цветы: "Вот у них, говорил Уткин, надо учиться тонким цветовым градациям, у цветов. Ведь, помнится, и Кузьма Сергеевич наш незабвенный тоже у них учился. В автобиографической своей повести "Хлыновск" писал: "Здесь (в цветниках купца Михайлова) я получил ощущения цветовых спектров в переливах и перекличках между кровавыми бегониями, нежными левкоями и пестротой анютиных глазок. Здесь…разлагался во всех нюансах солнечный спектр в лепестках, венчиках и в шапочках цветов и вспыхивал пурпуром, синевою и жёлтым на корпусном, сложном, зелёном цвете листвы". Вот я всю жизнь у них и учусь".
Кстати, Кузьма Сергеевич Петров-Водкин был знаком с её отцом, а с дядей - Василием Серовым учился в одном классе четырёхклассного училища в Хвалынске, вспоминал о нём в своих автобиографических повестях и письмах. Дом купца Михайлова, в саду которого К.С.Петров-Водкин постигал цветовой спектр, находится в двух шагах от дома Елизаветы Константиновны. Может быть, и её любовь к цветам берёт начало оттуда. Сколько художников перебывало в её цветнике, не счесть. Тоже учились вместе с ней у цветов.
Мастерской ей служил амбар, в котором рядом с этюдником и мольбертом на полках стояли деревянные болванки для шитья шапок, оставшиеся от отца. Она тоже знала его ремесло и иногда подрабатывала: зимними вечерами шила на заказ шапки. В доме её родителей, где сохранялась старая обстановка с круглым столом, со шкафом и стульями из бука, с комодом со старинными рифлёными пузырьками из-под духов, горкой с кузнецовской посудой, с чучелом фазана, старинными часами с боем, вышитыми газетницами и рушниками в изголовьях кроватей, с фотографиями родителей в рамках, картинами и этюдами Елизаветы Константиновны на стенах, она жила с младшей сестрой - Зоей Константиновной. Они напоминали евангельских Марфу и Марию из Вифании - сестёр Лазаря, которого воскресил Христос. Елизавета Константиновна - Марию с созерцательным умом, воображением, а Зоя Константиновна - Марфу, практичную и деловитую. Несмотря на очень разные характеры, они удачно дополняли друг друга и жили дружно. В их гостеприимном доме, где всегда стоял на столе большой термос с чаем и пироги, приготовленные заботливыми руками Зои Константиновны, перебывали многие гости города. До конца своих дней они сохранили светлую память, были прекрасными рассказчицами и охотно делились этой памятью.
На открытие выставки в музее собрались жители города Хвалынска. Сестёр Серовых знали многие. Елизавета Константиновна была щедрым человеком, она часто одаривала своих гостей этюдами и картинами. Стоило только гостю выразить восхищение тем или иным этюдом, как Елизавета Константиновна делала на обороте дарственную надпись, она говорила всегда: "Хочу, чтобы моя работа была в радость человеку". Поэтому её картины хранятся в частных коллекциях Саратова, Красноярска, Петербурга, Москвы, Самары и др. 20 сентября Елизавете Константиновне исполнилось бы 100 лет. Умерла она в 94 года, но с живописью не расставалась до конца. На выставке есть работы, написанные в 92 и 93 года, но в них удивительная свежесть взгляда на мир.
Бородина В.И.