20 августа в Государственном музее-заповеднике А.С.Пушкина "Михайловское" открывается выставка Н.В.Аввакумова "Кремленоград или Виды главнейших святынь Московского Кремля".
"Да ведают потомки православных / Земли родной минувшую судьбу… " А.С.Пушкин.
Николай Аввакумов происходит из семьи московских потомственных художников. Его родители - известные художники-графики, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор Михаил Николаевич Аввакумов и Ольга Александровна Волкова очень рано приобщили сына к миру искусства. Оба дедушки Николая также были художниками. Н. Аввакумов - является художником очень широкого профиля. Он заканчивает Московский государственный академический художественный институт имени В.И.Сурикова в 1994г. выпускником скульптурной мастерской академика, профессора, скульптора О. К. Комова. Принимает участие в возрождении комплекса Храма Христа Спасителя в Москве. Несколько лет работает в области церковного искусства, воссоздавая образы древнерусской церковной утвари и проектируя иконостасы.
Творческий путь Николая Аввакумова в самом начале удивительным образом переплетается с именем Александра Сергеевича Пушкина. В 1992 году Николаем была создана мемориальная доска в бронзе для Богоявленского Елоховского собора в г. Москве, посвященная крещению великого русского поэта.
Данная выставка представляет нам ещё одну грань различного дарования московского художника, скульптора, архитектора, реставратора Николая Аввакумова - серию из 12-ти графических листов, посвященных истории облика Священного Московского Кремля XVII века, который он обрел в царствование первых Романовых, после Смутного времени. Автор, обладая необыкновенно верным пониманием ценности памятников русской истории и архитектуры, тонкой передачей впечатления, и невероятной способностью воссоздавать минувшее в его подлинном образе позволяет зрителю перенестись на 350 лет назад.
На листах представлены четыре проездных башни, увенчанные в отличие от нашего времени двуглавыми орлами, со всеми деталями и особенностями принятыми тогда. Мы видим лист с Гербовыми воротами - служившими главным въездом во двор царского дворца, уподобленного строителями библейскому Небесному Граду Иерусалиму; Грановитую палату, выполнявшую в то время роль тронного зала,а также изображения Благовещенского и Успенского соборов, Архангельского и Вознесенского соборов- бывших усыпальницами русских князей и цариц. Лист с рисунком главной звонницы Руси - колокольни Ивана Великого, увенчанной надписью Бориса Годунова. Работа над серией продолжалась три года, был изучен большой объем исторического материала, книжных миниатюр, описаний путешественников, ремонтных описей . Названия и сопроводительный текст листов исполнены в соответствии с орфографией и каллиграфией XVII века.
Уникальность этой работы в том, что до нас не дошли достоверные отечественные изображения того времени, потому что русские мастера не стремились в отличие от западных художников изображать тленное бытие, а трудились над созданием святых образов горнего мира. Виды Кремля, сделанные иностранными иками по памяти, вследствие строгих законов того времени, часто недостаточно подробны, что не позволяло иметь прямые образцы, а Н.М.Аввакумов стремился отразить "портрет" Кремля в период наивысшего расцвета русского искусства XVII века наиболее точно, что ему и удалось превосходно выполнить. Передать невероятную самобытность его архитектуры во всей её тесной застройке.
Неземной, небесный облик красоты города Москвы и символ лежащий в его основе - Образ Небесного Града Иерусалима вдохновлял поэтов многих веков писать о ней дивные строки. Художественный образ Москвы занимает большое место в наследии А.С.Пушкина, переложившего его для нас в музыке слов.
"Но вот уж близко. Перед ними / Уж белокаменной Москвы, / Как жар, крестами золотыми / Горят старинные главы. / Ах, братцы! Как я был доволен, / Когда церквей и колоколен, / Садов, чертогов полукруг / Открылся предо мною вдруг!" А.С.Пушкин.
Очень интересно исследовать те виды, с которых было создано множество картин, рисунков и гравюр художниками разных эпох и с этих же мест описание Москвы входит в литературу. Москва отличалась всегда от всех городов мира православным устроением своей жизни, что мы и видим в этих замечательных работах, посвященных архитектуре Древней Москвы.
Желаем всем почитателям московской старины приятного знакомства с выставкой Николая Михайловича Авакумова, помогающего нам увидеть много неизвестного и прекрасного из истории столичного града.