Государственный музей истории религии готовит к открытию выставку "Резная икона: живая традиция", которая будет открыта с 15 июня.
На совместной выставке Государственного музея истории религии и мастерской Рашида и Инессы Азбухановых будут представлены образцы резной иконы от XVII до начала XX вв из фондов музея и работы двух современных мастеров - Рашида и Инессы Азбухановых.
В православном церковном убранстве с самых ранних времен широко использовалась деревянная резьба. Резные иконы, расписанные красками или сохраняющие фактуру натурального дерева, служили молельными образами и часто являлись храмовыми святынями. "Иконы на рези" именовали их древние летописи.
Считается, что объемные изображения нехарактерны для русской культуры. Действительно, восточное христианство не очень благоволило к скульптуре, предпочитая ей живопись. Объемные изображения не раз переживали официальные запреты Святейшего Синода, в 1722 пытался их запретить Петр I, а в 1832 году - Николай I. Но если к скульптуре церковь относилась категорически отрицательно, то более благосклонно она воспринимала резную икону, занимавшую как бы промежуточное место между скульптурой и живописью.
Образцами "икон на рези" служили сюжеты живописных икон, литых старообрядческих, книжные миниатюры. Это рельефные образы Иисуса Христа, Богоматери, изображения святых. Наибольшее распространение в резной деревянной пластике Древней Руси получил образ святителя Николая Можайского, получившего свое название по явлению в городе Можайске во время осады его татарами в конце XIV в. Святой Николай изображается как грозный защитник русских городов, с мечом в правой руке и крепостью или храмом - в левой.
Музей представляет резные иконы, представляющие разные региональные центры, в том числе такие крупные, как Киево-Печерская Лавра, Соловецкий монастырь. Широко представлены произведения, выполненные мастерами духовного центра Русского Православия - Троице-Сергиевой Лавры. На выставке можно увидеть несколько превосходных работ династии мастеров Хрустачевых, создававших свои шедевры в конце XIX-начале XX веков.
Искусство резной иконы, пришедшее из глубины веков, сохраняя свои мотивы, символы, композиции, сейчас переживает второе рождение, приобретая современное звучание в произведениях талантливых мастеров Рашида и Инессы Азбухановых. Глядя на образы, рожденные резцом и талантом двух наших современников, понимаешь: традиция жива. Традиция продолжается.