Зверевский центр современного искусства приглашает посетить выставку Арнольда Сазонова.
Искусство Арнольда Сазонова принадлежит двум мирам. В одном из них до сих пор жив идеализм американских 60-х. Чарльз Мэнсон, Нечаев хиппизма, еще не подумывает о том, чтобы отомстить богатым и знаменитым за то, что они богатые и знаменитые. Вместо этого он устраивает оргии, ходит на концерты и балуется магией. В этом мире Джек Керуак голосует "на дороге" и останавливает пару "беспечных ездоков". Все дышит свободной любовью, а войну не производят. В этом мире, субкультуре хиппи, родились понятия "телега" и "загруз", которыми и следует оперировать в разговоре о Сазонове вместо терминов другого мира - "композиции" или "концепта". Сотня-другая московских хиппи, благодаря флагману субкультуры, рок-певице Умке (Анна Герасимова) знают Сазонова как того сумасшедшего парня, который рисует бесконечные двигатели внутреннего сгорания, гоночные машины, графики сравнительных характеристик хода немецких танков и так далее. То есть "гонит" хорошую "телегу", превращающуюся в качественный, приятно давящий на мозговые клетки "загруз".
В другом мире уважают субкультуры, потому что они являются моделями общего, большого мира. Но внутренней иерархии не принимают, а к искусству, возникшему в питательной среде отгороженных от мира обычаев и ценностей, относятся с чисто этнографической точки зрения. Время от времени на поверхность искусствоведческого мира выплывает тот или иной маргинал. Это происходит тогда, когда его творчество созвучно тем вопросам, которые задаются в большом мире, вернее, в кабинетах, в которых большой мир изучается. Так стал известен австрийский обитатель сумасшедшего дома Адольф Вольфли, чьи орнаментальные композиции, нагруженные странными значками и персонажами, похожими на насекомых и при этом вполне по-человечески извращенно физиологичных. В маргинала можно "вчитать" многое. Арнольд Сазонов не исключение. Его искусство свидетельствует, что эстетика самых известных художников второй половины ХХ века проникла глубоко во все слои большого мира, в том числе и в субкультуры. В его странных панелях-графиках только ленивый не увидит перекличку с таблицами Ильи Кабакова. Страстная любовь арнольда Сазонова к автомобилям напоминает нам о поп-арте. Уорхол раскрасил настоящую "Феррари" в цвета абстрактных экспрессионистов и Николя де Сталя. Сазонов воссоздает мир красивых машин в стилистике дембельского альбома. Стили и бюджеты из разных миров, но автомобили те же, и эмоция, хоть у Сазонова и подпольная, - неподдельный восторг перед достижениями западной цивилизации. Американский флаг, разбитый на квадратики, напоминающие игру "тетрис", похож на Джаспера Джонса.
Субкультурный поп-артист Сазонов c его лозунгом make cars, not wars впервые оказывается во взрослом мире. Зверевский центр издавна чуток к маргиналу. Он зеркало "взрослого" искусства. Кривизна этого зеркала делает более смешным или более приемлемым устоявшееся положение вещей - иерархии, стили. Посмотреться в него хоть на секунду необходимо.