НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

3 мая - день рождения Александра Николаевича Бенуа

3 мая 2005Саратовская область
Исторический корпус музея по ул. Радищева, 39
Александр Николаевич Бенуа родился 3 мая 1870 года. Его можно считать одной из главных фигур в русском искусстве рубежа XIX - XIX веков.

По рождению Бенуа принадлежал к потомственной художественной интеллигенции: его дед и отец были архитекторами, предки со стороны матери композиторами, музыкантами и дирижерами, поэтому все впечатления его детства были связаны преимущественно с художественной жизнью.

Бенуа поступил в Академию художеств, но очень скоро оставил ее, так как преподавание в ней не соответствовало его представлениям о том. какая должна быть современная живопись. Он закончил юридический факультет Петербургского университета, а художественное образование получил самостоятельно, по своей собственной программе.

Александр Николаевич Бенуа считается одним из основателей и главным идеологом художественной группировки "Мира искусства".

О создании этого объединения он писал: "Нами руководили не столько соображения "идейного" порядка, сколько соображения практической необходимости. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Их или вовсе не принимали на большие выставки - академическую, передвижную и акварельную, или принимали только с браковкой всего того, в чем сами художники видели наиболее явственное выражение своих исканий... И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. К "непризнанным" присоединились те из "признанных", которым было не по себе в утвержденных группах. Главным образом, к нам подошли Левитан, Коровин и, к величайшей нашей радости, Серов. Опять-таки, идейно и всей культурой они принадлежали к другому кругу, это были последние отпрыски реализма, не лишенного "передвижнической окраски". Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему".

История "мирискусников" началась с устроенной Сергеем Дягилевым выставки русских и финляндских художников в январе 1898 года в помещении училища барона Штиглица в Петербурге. Именно на ней впервые экспонировались произведения ряда лучших представителей нового направления в России. Экспозиция 1898 года стала прообразом будущих выставок журнала "Мир искусства", здесь наметилась их структура и состав участников.

После имевшей успех русско-финляндской выставки в конце 1898 года создается журнал "Мир искусства", ставший глашатаем неоромантизма. В дальнейшем проводятся ежегодные выставки объединения.

Основная тема Бенуа на выставках - Петербург эпохи классицизма, Петергоф и Версаль, города, поэзией которых увлекала художника с детства и ранней юности. Работы, представленные в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н.Радищева относятся к этому периоду творчества художника.

Небольшое по размеру полотно "Версаль" (1906) воссоздает одну из любимых эпох Бенуа - эпоху Людовика XIV, короля-Солнце, эпоху, когда впервые во Франции сложился классицизм. В эстетике отчетливо возрождаемого классицизма выполнена эта небольшая пейзажная работа. Прямая аллея делит картину пополам. Два ряда тщательно подстриженных, почти искусственных кустов и античные скульптуры вдоль них, - все это воссоздает атмосферу давно ушедшей эпохи. В произведении нет ощущения живой природы, но есть ощущение природной среды, преобразованной культурой.

В гуаши "Сумерки в монастырском саду" 1896 года также представлен культурный объект, который зритель наблюдает в осенних сумерки. Деревья черны и лишены листьев, за ними видны исторические здания. Культурный пласт, заключенный в гуаши Бенуа оказывается огромным. Интерес к архитектуре и парковой садовой культуре дается через призму общего пессимистического настроения - воспоминания и тоски о давно ушедшей эпохе.

В том же ключе выполнена гуашь "Набережная Рейна в дождь" (1896). И "Сумерки", "Набережная Рейна в дождь", написаны в том же году, когда Бенуа организовал выставку в Мюнхене и совершил свою первую поездку в Версаль. Бесприютность человека на фоне серого холодного столь же равнодушно отражающемся в воде города, холодный осенний ветер, заставляющий людей сгибаться, - таков основной мотив этого произведения.

Пейзажи Бенуа лишены непосредственности, в них довлеет реминисценция о прошлом и его культуре. По своему построению они тяготеют к архитектурному или ансамблевому пейзажу.

3 мая 2005 года исполняется 135 лет со дня рождения А.Н.Бенуа, живописца, графика, блестящего акварелиста, театрального декоратора, критика и теоретика искусства. Наследие этой поистине универсальной в истории русского искусства личности еще не исследовано до конца. Работы, находящиеся в Радищевском музее подтверждают это.

Надежда Гришина

www.museum.ru/N22096
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:www.radmuseumart.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: мемориальные, даты основания

важные события  x    ?  

новости от 24.01.2020  x    ?  


Зимний бал «Холодная краса» в рамках «Посольских вечеров» онлайн

В Музее мостов стартует новый выставочный проект «Мосты блокадного Ленинграда»

Электронная выставка «Они жили в Ленинграде» в Музее-усадьбе Г.Р. Державина

Выставка "Юрий Пенушкин. Всё драгоценно в этой жизни" в Старой Ладоге

Специалисты Дарвиновского музея "оживили" неандертальца с помощью современных технологий

Юбилейные выставки ВДНХ посетили 140 тысяч человек

Выставка "Совы" в Дарвиновском музее

Фотосессия в духе ХХ века

Галопом по Европам

Фальк, Машков, Кузнецов. Круг художников поставангарда 1920–1960-х гг.

Выставка "Сергей Сапожников" в Новой Третьяковке

"Без дублера". Выставка-посвящение Николаю Караченцову в Бахрушинском музее

"Ночь идей" в Пушкинском музее

Выставка Анастасии Славновой "L`amour"

Масленица удалая, блинная да озорная в Угличском музее

Выставка "Серенький козлик и сорок мурлык" в Угличском музее

День открытых дверей в Музее Владимира Высоцкого

Выставка «Ты повернул глаза зрачками в душу…» в Музее Владимира Высоцкого

«Здесь по заре и звездам я школу проходил…»

Кустодиев. Живопись. Графика. Фото

Исаакиевский собор в дни блокады Ленинграда. Лекция в «Шолохов-Центре»

Выставка "Общественная архитектура - будущее Европы" в Музее архитектуры имени А.В. Щусева

«Сияние жизни V. 2». Акира Утияма (Япония)

Выставка живописи Николая Буранова. Восточная серия

Проект «Блокада. Голоса». Ко Дню снятия блокады Ленинграда

Выставка «Арт-фауна 2019» в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры

Начинает работу Школьное Пастернаковское общество

Выставка «„Демон”. Театр, живопись, литература» в Доме-музее М.Ю. Лермонтова

"Акварель" - персональная выставка Риммы Мироновой

Выставка Анны Карпинской "Цвет силуэта" в галерее "Голубая Гостиная"


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru