Середина 1920-х… После всех потрясений центр Саратова постепенно приводят в порядок. Чистят сквер вокруг Радищевского музея, исправляют обветшавшую ограду. Увозят в переплавку старую чугунную пушку и бронзовые фрагменты памятника Александру II. Улица Никольская переименовывается в улицу Радищева.
У музея толпятся посетители: пионеры и красноармейцы, учащиеся тракторной школы, избачи, служащие "Сарпин-союза", Губторга, нефтесиндиката, группы ликбеза и просвщенцы. Плата за вход умеренная - пять копеек для учащихся, десять копеек - для одиночек. Самое выгодное посещение - всего три копейки - для экскурсантов. Записи в книге отзывов: "Посещая музей, мне он понравился", "Большое впечатление производят картины западно-европейского искусства"
Кто же работает в это время в музее, который существует на правах художественного отдела Областного музея? Долгое время мы практически ничего не знали о людях, чьи судьбы, казалось навсегда, оказались перечеркнутыми в 1930-е.
Фотография из музейного архива… Сразу узнаем Александра и Виктора Леонтьевых - в длинных пальто из грубого сукна, похожих на шинели. Они в 1925-1927 занимались описанием и фотографированием усадеб Саратовской губернии, проводя в поездках все летние месяцы. В верхнем ряду справа - неизменные дядя Федя Гамаюнов и Никанор Гришин, музейные служители.
В центре - Вадим Аполлонович Бутенко, заведующий Радищевским музеем с февраля 1923 года. Выпускник, а потом преподаватель исторического факультета Петербургского университета, специалист в области европейской истории, исследователь проблем французского либерализма первой трети ХIХ века, он был приглашен в наш город, когда в 1917 году создавался историко- филологический факультет Саратовского университета. Заведывание музеем Бутенко совмещал с преподавательской работой и созданием докторской диссертации. В 1928 году он уехал в Ленинград, где 1931 был "изъят из обращения", осужден на десять лет по так называемому "делу историков", умер на строительстве Беломоро-Балтийского канала.
Справа от Бутенко - научный сотрудник Клавдия Ивановна Рудольфи, уроженка Сердобского уезда. Она пришла работать в музей уже взрослым, сложившимся человеком, за её плечами была учеба училище Штиглица, курсы в Петербургском археологическом институте. К.И.Рудольфи успела поработать преподавателем рисования, занималась творческой работой как художница. В музее в сферу ее интересов входила русская живопись, она занималась работой по учету экспонатов, вела инвентарные книги, на областной музейной конференции 1926 года выступила с докладом "Рост и развитие Радищевского музея".
Молодая светловолосая женщина слева - Кира Николаевна Папа-Афанасопуло. Она училась на историко-филологическом факультете Саратовского университета у известного египтолога и археолога Ф.В.Баллода. В 1922 написала работу о золотоордынской керамике, в которой кроме саратовских материалов использовала материалы Эрмитажа и музея училища Штиглица. Кира пришла в Радищевский музей в 1924 году, продолжая научно-исследовательской деятельность в университете. Её принадлежит несколько небольших научно-популярных изданий об истории фарфора, памятниках дворянско-крепостной культуры в Радищевском музее, брошюрка "Искусство в производстве". К.Н.Папа-Афонасопуло занималась сбором материалов о произведениях старых западноевропейских мастеров и изучением коллекции декоративно-прикладного искусства, которая в 1927-1928 году значительно пополнилась благодаря Государственному музейному фонду.
К.И.Рудольфи и К.Н.Папа-Афонасопуло были уволены весной 1931 года "за несоответствие идеологическим задачам музея". Их дальнейшая судьба нам пока неизвестна.
Самая юная на фотографии - двадцати с небольшим лет - Наталья Ивановна Оболенская, тоже выпускница историко-филологического факультета. Она, как и Кира, специализировалась на кафедре истории искусств у Ф.В.Баллода, получила приглашение остаться в университете, но кафедра была расформирована. Наталья пришла в музей в 1925 году на должность гида-проводника и проработала в разных должностях с небольшими перерывами до 1970 года, став одной из легендарных фигур в музейной истории.
Елена Савельева