У Царицына - особая судьба и особое место в русской истории и культуре.
Это - самая последняя в XVIII веке и самая грандиозная в послепетровской истории царской России попытка российского императорского дома осчастливить Москву собственным "Царским Селом" - летней императорской ре-зиденцией (отсюда название - Царицыно Село, Царицыно).
Это - крупнейший в России архитектурный замысел XVIII века в "псевдоготическом" стиле, оригинально сплетающем художественные формы Древней Руси, западноевропейского средневековья и классицизма эпохи Просвещения.
Это - единственно сохранившийся шедевр гениального зодчего XVIII века Василия Ивановича Баженова.
Это - выдающееся творение другого великого московского зодчего XVIII века - Матвея Федоровича Казакова.
Это - замечательный пейзажный ("английский") парк конца XVIII - середины XIX веков с павильонами в стиле "ампир".
Это - старейшая (основана в XVI-XVII вв.) и ныне самая обширная в Москве система прудов.
Это - один из крупных комплексов славянской археологии с многочисленными курганами древних вятичей.
Однако главное, чем Царицыно прославилось в анналах русской истории и культуры, - это трагической судьбой дворцового ансамбля Екатерины Второй.
Воплотись в Царицыне мечта Екатерины Второй о подмосковном Царском Селе, быть бы ему сегодня музеем царской роскоши (подобно Петергофу, Царскому Селу, Павловску и другим императорским и велико-княжеским резиденциям под Санкт-Петербургом).
Стань Царицыно царским подарком кому-либо из придворных вельмож, было бы оно ныне музеем московского аристократического быта XVIII - XIX веков (вроде музеев-усадеб в Кускове, Архангельском, Останкине).
Но история распорядилась иначе, а нагляднейшим символом печальной судьбы Царицына стали именно исполинские руины Большого дворца.
Во имя благородного исправления "ошибок прошлого" можно, конечно, воссоздать Большой дворец заново. Вернули же из небытия Храм Христа Спасителя!
Во имя же правды русской истории - пусть горькой и жестокой - следовало бы сохранить Большой дворец именно в его привычном руинированном виде, проведя необходимую научную консервацию просыревших стен.
Других таких символических для русской истории архитектурных руин, как Большой дворец в Царицыне, нет более ни в Москве, ни в России. И место "Московскому Колизею" - в ряду самых знаменитых исторических руин всех времен и народов.
Настоящей выставкой мы приглашаем посетителей Музея вместе подумать над судьбой дворцового ансамбля Царицыно и его дальнейшими музейными перспективами.