15 марта в 17.00 2005 года в Новосибирском государственном художественном музее состоится открытие выставки в некотором роде легендарного новосибирского художника Виктора Бухарова. Выставка включает более сотни работ разных периодов и, по сути, является ретроспективной, отражая творческий путь шестидесятилетнего мастера. Юбилей художник не отмечал в декабре 2004 года, скрываясь от друзей и общественности. Но весной, вместе с солнцем и тёплой погодой, художник предпринимает акцию по презентации нескольких своих выставок, первой из которых является наша.
В последние годы он не балует зрителей своими работами, не открывает с завидной постоянностью свои персональные выставки. Но хорошо информированные люди знают - Бухаров работает, и работает как никто, с присущей только ему энергией, с присущей только ему тематикой, которой он не изменяет много лет. Его эстетические принципы, найденные интуитивно в окружении знаменитого и влиятельного Николая Грицюка, казалось бы, не изменились, сформировавшись в 1960-е годы, и обретя статус позиции в 1970-е, но и сейчас, спустя двадцать с лишним лет, они достаточно актуальны, как актуально всё духовное для русской души. Его картины - это насыщенное энергетикой пластическое воплощение темы диалога в живописи. Потребность человека русской культуры обрести собеседника такова, что это становится для него навязчивой идеей. В картинах Виктора Семёновича это выражается в мотивах дружеских собеседований (похожих на sacre conversazione итальянских мастеров Возрождения), или одинокого тихого уединения, похожего на отдохновение, под сенью мастерской художника, способной навеять как созерцательное настроение, так и обнажить беспокойство натуры. И всё это происходит под пристальным внимательным взором самого художника, выступающего в роли Демиурга. Его автопортреты можно обнаружить в любой картине. Это не факт самолюбования. Его картины - это своего рода скрытые автопортреты художника, беспокойные и драматические по своей сути. Потому его картины и воспринимаются так остро индивидуально и так воздействуют на зрителя, что фактически они замещают его самого с такой силой иллюзии, с которой способны столкнуться зрители только в
картинах великих. Возможно, это преувеличение, но преувеличение, порождённое экспрессионистическим почерком самого художника, его способностью суггестивного внушения и присутствием небольшой доли насильственного вовлечения зрителя в мир художника, иногда помимо своей воли. Этому способствует ярко выраженный обнажённо-нервный колорит с
открытыми цветовыми доминантами и в то же время не теряющий гармонию цветового решения.
Выставка будет работать с 16 марта по 24 апреля 2005 года.
А.Д.Клушин, искусствовед, зам. директора НГХМ по научной работе и выставочной деятельности