НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Музей Людвига в Русском музее

25 марта 2006Санкт-Петербург
Музей Людвига в Русском музее
118 произведений современного искусства (в том числе и российских художников) были переданы супругами Иреной и Петером Людвиг в дар Русскому музею и заняли в нем почетное место. "Музей в музее" - принципиально новое явление, по-иному раскрывающее возможности экспозиционной практики и открывающее зрителю не знакомые ему прежде аспекты контекстуального восприятия искусства.

Доктор Петер Людвиг (Peter Ludwig, 1927-1996) - крупнейший коллекционер современности и профессиональный историк искусства. Начало его собранию было положено в пятидесятые годы. Отношение к искусству разных времен и стран как к значительным звеньям единого художественного процесса сделали коллекцию Петера Людвига собранием музейного уровня не только по значению вещей, но и по системе их подбора.

Благодаря коллекции Людвига, зритель может познакомиться со многими тенденциями современного искусства. Свое осознается лишь в контексте, и мысль Достоевского о том, что русский становится окончательно русским, лишь осознав себя вполне европейцем, по отношению к искусству ныне более чем актуальна.

Новая экспозиция представляет коллекцию и как интерпретацию в искусстве принципиальных аспектов мировосприятия ушедшего столетия, и как различные способы видения их художниками: "Неслыханные перемены, Невиданные мятежи", - писал о ХХ веке Александр Блок. Кровавые: революции, две мировых войны, тоталитарные режимы, террор. Но и новое знание, и прорыв в космос, и крушения тираний.

В искусстве ХХ столетия человек показан решительно иным, чем прежде, но раскрывается это через изображение внешнего, раскрывается языком непривычным и сложным. Тема первого зала - "Люди в искусстве: антропология ХХ века". "Большие головы" Пабло Пикассо 1969 года (своего рода вариация художника по мотивам собственных былых откровений - в 1907 его холст "Авиньонские девицы" стал "порталом" в новое искусство) открывают мир иных, непривычных кодов, которыми новое искусство говорит и о мифологии бытия, и об опасных тайнах подсознания.

Человек - и бездушный слепок, и подобие античного обезличенного божества (Дж.Сегал), и тягостные видения искалеченной тоталитарным режимом судьбы, синтезированные, однако, с выходом в новое духовное пространство (В.Янкилевский), и мутант, человек будущего (Дж.Боровски).

II-й зал посвящен проблеме "общество-личность", "коллективному бессознательному". "Портреты" Г.Рихтера, демонстрирующие не столько самих персонажей, сколько имперсональное представление об известных людях в коллективной памяти, иероглифы усредненных человеческих фигур (Г.Брускин), безликая однородная людская масса - угрюмое представление каждого о себе и всех (Р.Артшвангер).

Искусство для искусства, творчество, замкнутое на себя, остающееся в собственном пространстве, - основной мотив III-го и IV-го залов. От концептуальной инсталляции И.Кабакова "Сад", где сочетаются изображение и текст и где доминирует именно процесс восприятия художественно преобразованной информации, сам становящийся эстетическим явлением, к работам представителей поп-арта, среди которых "Руины" Р.Лихтенштейна - "изображение изображения", имитация комиксов, и вообще образов гиперболизированного усредненного "массового" вкуса.

V-ый зал - пространство пассеистического мифа, к которому наивно тянется встревоженное сознание ХХ столетия. "Женщина-зверь" - ранняя скульптура известнейшего мастера Новейшего искусства Й.Бойса - сочетает брутальную фантазию с тонко эстетизированной традицией, синтезируя мифологический образ с современным тревожным восприятием жизни. Мир фантастики, в котором неясное настоящее вбирает в себя истоки мифологизированной памяти, пронизывает и работу М. Люпертца, и трагически напряженную живопись А.Кифера.

"Вся история искусства есть история типов визуального восприятия" (Герберт Рид). Именно способом видения посвящены VI-ой и VII-ой залы. ХХ век характерен сосуществованием противоположных пластических систем. Гиперреализм, по сути имитирующий фотографию (другие названия: "суперреализм", "холодный реализм", "резкофокусный реализм"), представлен, в частности, характернейшей работой Ральфа Гоингса "Закусочная": нейтральная точность изображения создает ощущение предсказуемой, достоверной, избавленной от приблизительности среды, где соединяется рекламный блеск с иллюзорной обыденностью. Внешние приемы гиперреализма угадываются и в картине Э.Булатова "Тающие облака", хотя здесь, несомненно, присутствует поэтическая метафоричность и диалог с традиционным жизнеподобием "советского пейзажа". Другой - и наиболее мощный стилистический полюс искусства ХХ века - абстракция - представлен программной работой классика поздней беспредметной живописи Дж.Джонса, картиной - исследованием природы языка абстракции М. Книзака, панно - рефлексией на тему "абстрактное-декоративное" К.Виола.

Последние два зала - VIII-ой и IХ-ый - включают в себя сложный веер современных тенденций. Работа М.Пистолетто "Стена" являет и объект, с изысканной и вместе нарочито грубой фактурой, и зеркало, "сквозь которое", зритель, видя собственное отражение, "входит" в создание художника и становится его частью.

Объемная имитация предмета в реальной среде (К. Ольденбург), синтез коллажа "пластических цитат" наконец, произведения, стремящиеся утвердить новые "иконы" современного мира - от иронизирующей эстетизации китча (Дж.Кунс) до брутально - изысканной "ню" И.Чуйкова, где традиционный мотив реализуется в виде брутального, эффектного по цвету и фактуре мотива.

Искусство становится - особенно в ХХ веке - своего рода эмоциональным и интеллектуальным амортизатором между реальностью и человеческим сознанием. Взгляд человека на самого себя изнутри определил изображение не видимого, но ощущаемого, самоидентификацию не через подобие облика, но через визуализированное переживание.

Провозглашенный в начале ХХ века тезис Макса Жакоба "Значение произведения искусства - в нем самом, а не в предполагаемых сравнениях с реальностью" во многом оказался пророческим.

В настоящий момент первоначальная коллекция Людвига обогатилась рядом новых произведений, как приобретенных специально для музея фондом Людвига, так и подаренных коллекционерами (М.Гельман, фонд Д.Ротшильд и др.) и художниками, чьи выставки состоялись в рамках проекта "Музей Людвига в Русском музее".

Экспозиция "Музея Людвига" впервые размещена на двух этажах. В первом - своеобразном экспозиционном прологе - произведения, вводящие зрителя в мир искусства ХХ века, расположены внутри информационной зоны с мультимедийным оборудованием. Здесь посетитель может узнать об интернациональной сети музеев Людвига, о коллекции, переданной в дар Русскому музею и истории ее экспонирования.

www.museum.ru/N21071
Ваше мнение »»

»»Мраморный дворец
Адрес:город Санкт-Петербург, Миллионная ул., 5/1
Проезд:Ст. м. "Невский проспект"
Телефоны:(812) 312-9196
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 25.11.2024  x    ?  


Выставка «Сокровища Бахрейна: искусство золотого дела сквозь века» в Историческом музее

Прекрасная эпоха. Европейское искусство рубежа XIX–XX веков из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка "Пусть расцветают все цветы" в Музее Востока

Неизвестный Щукин. Не только новое искусство

Выставка «Петербург в кино: персонаж и съемочная площадка» в Петропавловской крепости

MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века

Выставка «Незнакомка. Три видения» в Музее-квартире А.А. Блока

Мероприятия, посвящённые 295-летию со дня рождения А.В. Суворова и 120-летию Суворовского музея

Выставка "Царь сказки. К 180-летию со дня рождения Н.А. Римского-Корсакова" в Национальном музее музыки

Поэзия в красках. Персональная выставка живописи Галины Докучаевой

Выставка-биеннале IV конкурса «Придумано и сделано в России»

«Письма нового счастья»

Выставка «А в степи: бушует ветер...» в Центре современного искусства AZ/ART

Цикл концертов к выставке «А в степи: бушует ветер…» в Центре современного искусства AZ/ART

Выставка «Пир и праздник в античном мире» из собрания Государственного Эрмитажа в Выборге

Анастасия Кузнецова-Руф. Подняться, но не улететь

Выставка «Магия акварели» в Третьяковской галерее

Во всем блеске. Хрусталь от формы до огранки

Олеся Кот. Прозрачный мир

Выставка Геймрана Баймуханова «Моменты»

Романтический классицист. Петр Басин

Выставка "Четыре масти" в Галерее Беляево

Край сильных

Выставка «Репин. Детали» в Музее Академии художеств

Марина Цветаева и Иосиф Бродский. Вечер в Музее Анны Ахматовой

Выставка «Внимание, человек!» в Дарвиновском музее

XXIII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Планшетная выставка "Вклад Российской академии наук в развитие науки об измерениях"

Владимир Янтарёв «К звездам…»

Выставка «Пространства Андрея Васнецова» в Музейно-выставочном комплексе РАХ

Юбилейная выставка живописи и графики Константина Петрова в Российской академии художеств

Выставка «Сага о болоте» в Дарвиновском музее

Ольга Тихонова. "На Лоне"

Галина Уланова: "Душа движения - движение души" - выставка Бахрушинского музея в Алексине

Выставка к 10-летию воссоединения Крыма и Севастополя с Россией в Коломенском


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru