118 произведений современного искусства (в том числе и российских художников) были переданы супругами Иреной и Петером Людвиг в дар Русскому музею и заняли в нем почетное место. "Музей в музее" - принципиально новое явление, по-иному раскрывающее возможности экспозиционной практики и открывающее зрителю не знакомые ему прежде аспекты контекстуального восприятия искусства.
Доктор Петер Людвиг (Peter Ludwig, 1927-1996) - крупнейший коллекционер современности и профессиональный историк искусства. Начало его собранию было положено в пятидесятые годы. Отношение к искусству разных времен и стран как к значительным звеньям единого художественного процесса сделали коллекцию Петера Людвига собранием музейного уровня не только по значению вещей, но и по системе их подбора.
Благодаря коллекции Людвига, зритель может познакомиться со многими тенденциями современного искусства. Свое осознается лишь в контексте, и мысль Достоевского о том, что русский становится окончательно русским, лишь осознав себя вполне европейцем, по отношению к искусству ныне более чем актуальна.
Новая экспозиция представляет коллекцию и как интерпретацию в искусстве принципиальных аспектов мировосприятия ушедшего столетия, и как различные способы видения их художниками: "Неслыханные перемены, Невиданные мятежи", - писал о ХХ веке Александр Блок. Кровавые: революции, две мировых войны, тоталитарные режимы, террор. Но и новое знание, и прорыв в космос, и крушения тираний.
В искусстве ХХ столетия человек показан решительно иным, чем прежде, но раскрывается это через изображение внешнего, раскрывается языком непривычным и сложным. Тема первого зала - "Люди в искусстве: антропология ХХ века". "Большие головы" Пабло Пикассо 1969 года (своего рода вариация художника по мотивам собственных былых откровений - в 1907 его холст "Авиньонские девицы" стал "порталом" в новое искусство) открывают мир иных, непривычных кодов, которыми новое искусство говорит и о мифологии бытия, и об опасных тайнах подсознания.
Человек - и бездушный слепок, и подобие античного обезличенного божества (Дж.Сегал), и тягостные видения искалеченной тоталитарным режимом судьбы, синтезированные, однако, с выходом в новое духовное пространство (В.Янкилевский), и мутант, человек будущего (Дж.Боровски).
II-й зал посвящен проблеме "общество-личность", "коллективному бессознательному". "Портреты" Г.Рихтера, демонстрирующие не столько самих персонажей, сколько имперсональное представление об известных людях в коллективной памяти, иероглифы усредненных человеческих фигур (Г.Брускин), безликая однородная людская масса - угрюмое представление каждого о себе и всех (Р.Артшвангер).
Искусство для искусства, творчество, замкнутое на себя, остающееся в собственном пространстве, - основной мотив III-го и IV-го залов. От концептуальной инсталляции И.Кабакова "Сад", где сочетаются изображение и текст и где доминирует именно процесс восприятия художественно преобразованной информации, сам становящийся эстетическим явлением, к работам представителей поп-арта, среди которых "Руины" Р.Лихтенштейна - "изображение изображения", имитация комиксов, и вообще образов гиперболизированного усредненного "массового" вкуса.
V-ый зал - пространство пассеистического мифа, к которому наивно тянется встревоженное сознание ХХ столетия. "Женщина-зверь" - ранняя скульптура известнейшего мастера Новейшего искусства Й.Бойса - сочетает брутальную фантазию с тонко эстетизированной традицией, синтезируя мифологический образ с современным тревожным восприятием жизни. Мир фантастики, в котором неясное настоящее вбирает в себя истоки мифологизированной памяти, пронизывает и работу М. Люпертца, и трагически напряженную живопись А.Кифера.
"Вся история искусства есть история типов визуального восприятия" (Герберт Рид). Именно способом видения посвящены VI-ой и VII-ой залы. ХХ век характерен сосуществованием противоположных пластических систем. Гиперреализм, по сути имитирующий фотографию (другие названия: "суперреализм", "холодный реализм", "резкофокусный реализм"), представлен, в частности, характернейшей работой Ральфа Гоингса "Закусочная": нейтральная точность изображения создает ощущение предсказуемой, достоверной, избавленной от приблизительности среды, где соединяется рекламный блеск с иллюзорной обыденностью. Внешние приемы гиперреализма угадываются и в картине Э.Булатова "Тающие облака", хотя здесь, несомненно, присутствует поэтическая метафоричность и диалог с традиционным жизнеподобием "советского пейзажа". Другой - и наиболее мощный стилистический полюс искусства ХХ века - абстракция - представлен программной работой классика поздней беспредметной живописи Дж.Джонса, картиной - исследованием природы языка абстракции М. Книзака, панно - рефлексией на тему "абстрактное-декоративное" К.Виола.
Последние два зала - VIII-ой и IХ-ый - включают в себя сложный веер современных тенденций. Работа М.Пистолетто "Стена" являет и объект, с изысканной и вместе нарочито грубой фактурой, и зеркало, "сквозь которое", зритель, видя собственное отражение, "входит" в создание художника и становится его частью.
Объемная имитация предмета в реальной среде (К. Ольденбург), синтез коллажа "пластических цитат" наконец, произведения, стремящиеся утвердить новые "иконы" современного мира - от иронизирующей эстетизации китча (Дж.Кунс) до брутально - изысканной "ню" И.Чуйкова, где традиционный мотив реализуется в виде брутального, эффектного по цвету и фактуре мотива.
Искусство становится - особенно в ХХ веке - своего рода эмоциональным и интеллектуальным амортизатором между реальностью и человеческим сознанием. Взгляд человека на самого себя изнутри определил изображение не видимого, но ощущаемого, самоидентификацию не через подобие облика, но через визуализированное переживание.
Провозглашенный в начале ХХ века тезис Макса Жакоба "Значение произведения искусства - в нем самом, а не в предполагаемых сравнениях с реальностью" во многом оказался пророческим.
В настоящий момент первоначальная коллекция Людвига обогатилась рядом новых произведений, как приобретенных специально для музея фондом Людвига, так и подаренных коллекционерами (М.Гельман, фонд Д.Ротшильд и др.) и художниками, чьи выставки состоялись в рамках проекта "Музей Людвига в Русском музее".
Экспозиция "Музея Людвига" впервые размещена на двух этажах. В первом - своеобразном экспозиционном прологе - произведения, вводящие зрителя в мир искусства ХХ века, расположены внутри информационной зоны с мультимедийным оборудованием. Здесь посетитель может узнать об интернациональной сети музеев Людвига, о коллекции, переданной в дар Русскому музею и истории ее экспонирования.