14 декабря в 19.00 Правительство Москвы, Комитет по культуре города Москвы, Московский дом фотографии приглашают в выставочные залы музея "Московский Дом фотографии"на открытие выставки Георгия Петрусова "Большой балет" 1940-1960-е.
Выставка организована при поддержке Volkswagen - стратегического партнера музея "Московский Дом фотографии".
Георгий Петрусов - один из самых ярких представителей блестящей плеяды советских фотографов 1920 - 1930-х годов. Как фоторепортер он снимает самые разные темы: историю строительства Магнитки и ДнепроГЭСа, обед колхозников в поле, военные воздушные и морские учения, спортивный парад на Красной площади, московское метро и т. д. Но независимо от того, какой сюжет попадал в фокус его объектива, на выходе, то есть на фотографии, получался грандиозный спектакль, вдохновенно срежиссированный Георгием Петрусовым.
"Из обычного репортера в очень короткий срок Георгий Петрусов становится в первые ряды мастеров" - писал о нем Александр Родченко в 1936 году в журнале "Советское фото".
Если Родченко ставил выше всего эксперимент - подобно филологам-формалистам любовался "остранением" пространственно-временных, предметных связей в мире, то Петрусову важней была витальная, брызжущая энергией пластика самой жизни. Он эту пластику наблюдал и бережно архивировал в своих многочисленных сериях. Выбирал сюжеты, в которых щедрая пантомима жизни явлена с избыточной роскошью. Кажется, он использовал весь арсенал известных в то время приемов и средств: от пикториализма - тончайшая светотеневая нюансировка, лучистая, мерцающая фактура; от экспрессионистов - жесткие развороты, завинченные ракурсы, секущие кадр диагонали; от реалистов-монументалистов - крупный план и, главное, эмоциональный строй: неподдельный оптимизм и искренний пафос. Как и художника Дейнеку, Петрусова нельзя назвать соцреалистом: живое чувство у него еще не стало выхолощенным приемом, а правда искусства не шла вразрез со спущенной партией нормативной программой. Он создавал свой миф о счастливой жизни, и сам в него верил. С 1930 по 1941 год Петрусов был штатным фотографом легендарного журнала "СССР на стройке", создавшего самый мощный и самый влиятельный миф о Стране Советов.
Пассионарный взгляд фотографа скорректировал и другую петрусовскую тему - "Большой балет". К съемкам балета Большого театра мастер обратился в 1940-х годах, когда получил заказ на подготовку альбома, приуроченного к 175-летнему юбилею театра. В это время балет приобретает статус "главнейшего из искусств" и становится визитной карточкой Советского Союза. Он был важнейшей частью эпохи сталинской неоклассики наравне с высотными домами и декоративным убранством Московского метрополитена. Начиная работу в Большом театре, Петрусов как и в других своих съемках не мог оставаться простым свидетелем. С одной стороны, "Большой балет" Петрусова - титанический и фундаментальный труд, запечатлевший в тысячах негативов весь репертуар Большого театра 1940 - 1950-х годов, по которым можно воссоздать сцена за сценой многие из забытых сегодня постановок, например балеты "Аистенок", "Красный мак", "Медный всадник", "Мирандолина" и др. С другой - балетные фотографии Петрусова - это авторская метафора, реинкарнировавшая романтический пафос эпохи модернизма.
Петрусов позволил себе вернуть в балетную съемку эстетику, оказавшуюся запретной в послевоенные годы господства социалистического реализма. В результате "Большой балет" Петрусова оказался едва ли не единственным примером возрождения лучших традиций советской фотографии 1920 - 1930-х годов в эпоху, когда фотография в СССР приобретает сугубо прикладные функции обслуживания идеологического заказа.
Интересно, что многие из фотографий, предназначенных для книги, Георгий Петрусов сам печатал в выставочном варианте, хотя они и не предназначались для специальной экспозиции, причем печатал их многократно и в разных вариантах. Блестяще владея техникой печати, он доводил свои снимки до предельного совершенства, создавая собственный миф о Большом балете.
На выставке в музее "Московский Дом фотографии" впервые представлены бережно хранившиеся вдовой фотографа Верой Семеновной авторские отпечатки Георгия Петрусова, любезно предоставленные галереей "Алекс Лахманн", Кельн.