Государственный Музей истории Санкт-Петербурга, Петербургский фонд культуры и искусства "Институт ПРО АРТЕ" при поддержке Фонда Форда приглашают на шестую выставку цикла "Штучки": "Корсет" в Выставочный зал института Про Арте в Невской куртине Петропавловской крепости с 10 по 29 декабря.
Рядом с экспонатами из коллекции музея будут представлены работы современных художников.
"Штучки" - серия выставок, организованных совместно Государственным музеем истории Санкт-Петербурга и Институтом ПРО АРТЕ.
В коллекции музея хранится около полутора миллионов экспонатов. Это не только произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, архитектурные чертежи и макеты, но и множество предметов, представляющих городской быт XVIII-XX вв.: старинные курительные трубки и веера, парфюмерные флаконы и кухонная утварь, водопроводные краны и пишущие машинки, дверные ручки и пылесосы… Лишь незначительную часть этих вещей посетители музея видят в экспозициях и на временных выставках. Некоторые экспонаты до сих пор ни разу не покидали стен хранилищ.
Слово "штучка" в русском языке в переносном смысле означает какую-либо затею или выдумку. Проект "Штучки" обязан своим появлением выдумке петербургского историка Льва Лурье и призван познакомить жителей города с чудесным миром предметов, необыкновенных и самых обыденных, хранящихся в фондах музея.
На протяжении веков корсет был, причем нередко в одно и то же время, приспособлением для коррекции фигуры, орудием соблазнения, надежным средством охраны добродетели, источником подлинных физических страданий и невидимых миру слез, фетишем, символом самовоспитания и самодисциплины, наконец, предшественником современного фитнесса и прочих способов достижения физического идеала.
Его сложная конструкция свидетельствовала о развитии портновского искусства, а разнообразие видов характеризовало смену мод, норм общественной морали и этикета.
К сожалению, в музейных собраниях нет ни одного раннего корсета, история которого началась еще в средние века. Основная масса музейных корсетов - это корсеты второй половины 19 - начала 20 века. Собрание Государственного музея истории Санкт-Петербурга не исключение. Для выставки из цикла "Штучки" музей предоставил три корсета, датированные началом 20 века.
Дамский корсет с двойными косточками спереди выпущен в Соединенных Штатах Америки и представляет собой типичную продукцию того времени, когда производство корсетов перешло на промышленную основу. Вплоть до 1890-х гг. корсеты шились исключительно на заказ по индивидуальным меркам, и, соответственно, часто не имели фабричной маркировки. Именно поэтому многие корсеты из музейных коллекций так трудно атрибутировать.
Корсет из сетчатой ткани, отделанный по краям тонкой замшей - типичный вариант мужского корсета, предназначавшегося для придания фигуре стройности. Реклама 1880-90-х годов уверяла, что корсеты носят тысячи мужчин. В действительности, носить или не носить корсет - зависело от фигуры и социального статуса. Известно, что довольно часто к помощи корсета прибегали гвардейские офицеры, не слишком утруждавшие себя гимнастическими упражнениями.
Наконец, третий выставленный предмет - даже не корсет, а набрюшник, выпущенный ортопедической и бандажной фабрикой Маркуса Закса, которая существовала в Петербурге с 1887 г. Фабрика производила повязки для глаз, ушей, рук и ног, костыли, первые менструальные пакеты, а с начала 20 века - "искусственные руки и ноги", т.е. протезы, а также гигиенические и обыкновенные корсеты "по новейшим моделям первых парижских домов".
Лекционную программу к выставке подготовила Юлия Демиденко, заместитель директора по научной работе ГМИСПб.
Открытие выставки "Корсет" состоится 10 декабря в 17:00.