В октябре 2004г. в Угличском историко-художественном музее состоялось открытие выставки "Музейное уравнение 1934 года. Судьба слагаемых".
…Эта история началась семьдесят лет назад, когда художественные ценности перемещались стремительно и непредсказуемо: из провинции уходил антиквариат для печально-известного "музейного экспорта", потом несли потери столичные музеи, они же принимали бывшие частные собрания и чем-то делились с провинцией. Распадались старые коллекции, возникали новые и опять что-то теряли. На этом беспокойном фоне очень разные картины сошлись однажды в неожиданном "равновесии" - одну поменяли на три.
Портрет княгини Екатерины Ильиничны Голенищевой-Кутузовой, жены фельдмаршала, был написан Луизой Виже-Лебрен (личный живописец свергнутой французской королевы Марии-Антуанетты, член многих европейских художественных академий, работала в Петербурге времени Екатерины II), он поступил в "картинное отделение" угличского музея из села Шишкино (имение потомков Кутузова). В мае 1930 года его забрал московский Музей Изобразительных Искусств, причем картину не просто вывезли, но решили возместить уездному собрату эту потерю.
Думали долго, и небольшой холст "потянул" на три картины, дали еще и копии мелкой египетской пластики. На выцветшем Акте передачи 1934 года чернильная пометка: "Выпущено через будку 4 октября в 11 часов по пропуску…" Столичный музей выпустил из своих рук вещи, "лишние" в системе его обширных коллекций (в Углич ушло в сумме в шесть раз больше "живописной материи", чем было взято, хотя так, конечно, картины не сравнивают). Но совсем не худшие.
8 октября, преодолев двести километров, экспонаты были внесены в инвентарную книгу Угличского музея. Для картин здесь пришли плохие времена: музей уже ориентирован на краеведение и идеологию, - какие уж тут старые мастера! За тридцать лет состарился и погиб в музейных недрах пейзаж Зиберехтса ("Лес, две фигуры танцуют, две сидят, один стоит; слева стадо коров; на заднем плане виднеются горы…"). Он был самым большим и потому наиболее уязвимым, в 1964 г. холст, прорванный и загрязненный, списали.
Наименьшая из картин "Богоматерь со спящим младенцем" (на обороте печать князей Хованских) укрылась среди других рам в фондах и вполне сохранилась.
"Семейство художника" Гиллиса ван Тильборха, средний по размеру портрет, покинул потемки хранилища в начале 80-х годов. Из реставрационного паспорта: "Сохранность авторского холста плохая: общее провисание и деформация…, следы плесени…, потёки…, разрывы холста… утраты красочного слоя и грунта… По всей поверхности мелкий сетчатый кракелюр с поднятыми краями…" И бесчисленные записи, - будто картина служила чьим-то упражнениям в "изящном искусстве".
Реставрационные работы проводились в Москве (ВНИИР, реставратор Г.М.Ерхова), где картина и оставалась до недавнего времени.
Жизнь Гиллиса ван Тильборха связана со столицей Фландрии - Брюсселем, писал же он "в голландском вкусе". Художник родился около 1625 г. (Рембрандту девятнадцать, он рисует себя и пишет первые картины; в Угличе строится Дивная церковь), разрешение на профессиональную деятельность получил в 1654 г. (Углич посещает царь Алексей Михайлович), тогда же вступил в Гильдию Святого Луки. Через девять лет избран главой гильдии, а в 1666-м (здесь - проезд в ссылку патриарха Никона) стал хранителем городского собрания живописи.
Современниками и учителями мастера были Давид Тенирс-Младший и Йоос ван Кресбек, его групповые портреты близки манере Гонсалеса Кокеса.
"Семейство художника" относится к середине XVII века. Мы и впрямь перед кругом семьи, - он намеренно разомкнут для зрителя. Только теперь едва ли удастся войти в эту семейную атмосферу, былое единство мира по разным сторонам рамы нарушено временем и расстоянием. И все-таки…
Совсем недавно закончилась война против испанского владычества, все изменилось в бывших Нидерландах. Но опасные дороги войны и торговли многократно повысили ценность простых вещей - семейных связей и домашних радостей. Людей охватывает "ощущение вновь найденного счастья - очага, окруженного любимыми лицами детей, родных, а часто и друзей, чувство душевной близости" (М.Н.Мерцалова).
В этой картине не только чья-то родня и дом, - здесь уклад жизни, вкусы и мода времени. Здесь все написано для медленного разглядывания, угадывания и любования.
Кто знает, когда и как картина попала в Россию. В XIX в. она входила в коллекцию парфюмера Брокара.
Одно из лучших в Москве собраний европейской живописи приобреталось на деньги, которые (вопреки афоризму) "пахли" - сначала дешевым мылом и помадой для волос, потом дорогими духами, признанными при Дворе.
Выходец из Франции Генрих (Анри) Брокар начал свое дело в 1864г. выпуском простого массового товара, хотя прошел серьезную школу у отца в Париже и Филадельфии, имел опыт и собственные открытия. Как раз новый рецепт концентрированных духов, проданный им в Париже, принес капитал для производства в России. Этот удачливый промышленник и коммерсант в 1870-е годы стал страстным собирателем живописи, и в конце века его коллекцию сравнивают чуть ли не с Эрмитажем. После революции она реорганизована во 2-й Пролетарский музей, потом частью перешла в Музей Изобразительных Искусств, частью же рассеялась по разным собраниям.
В пространстве этой выставки пересеклись многие линии - талант художников и работа промышленников, азарт собирателей и терпение реставраторов. Или иначе - история бурного времени и судьба хрупких вещей. Их теряют или спасают, рассматривают и передают из века в век - все дальше…