Открытие Угличского музея Древностей состоялось 3 июня 1892 г. при огромном стечении горожан и в присутствии Великого Князя Сергея Александровича и его супруги Елизаветы Федоровны, почтивших своим посещением город в столь памятный день. 18 марта 1894 г. был утвержден устав Музея, согласно которому он находился в ведении и под руководством Императорского Московского Археологического Общества. Устав предусматривал создание Комитета по управлению музеем, в состав которого вошли представители местного дворянства и купечества. Город принял на себя все расходы по содержанию музея. Первая экспозиция музея размещалась на втором этаже Палаты Дворца угличских удельных князей и занимала один зал. Экспозиция пополнялась предметами старины и реликвиями, которые поступали от угличан разных сословий, из местных учреждений, церквей и монастырей. Одним из первых и наиболее ценных экспонатов в музее является "Угличский ссыльный колокол", возвращенный из ссылки в Тобольск в мае 1892 г. и помещенный в музее на почетное место.
Территория Угличского кремля, на которой расположен музей, представляет собой уникальный природно-ландшафтный и археологический памятник. Его архитектурный ансамбль включает в себя семь зданий и сооружений, построенных в XV-XIX вв. В 2015 г. в Угличском кремле открыли памятник "Дмитрию царевичу убиенному" Авторы, скульптор А. Рукавишников и художник игумен Рафаила (Симаков) за основу взяли образ, созданный М. Нестеровым на картине "Цесаревич Дмитрий убиенный" (1899 г.). Мемориально-выставочный комплекс "Святыни и реликвии угличской трагедии" в церкви Царевича Димитрия на крови содержит вещи, связанные с гибелью и канонизацией царевича Димитрия, младшего сына Ивана Грозного.
В Палате дворца угличских удельных князей располагается два выставочных комплекса, посвященных истории Углича. На втором этаже Палаты, в бывшем княжеском тронном зале, - комплекс "Угличский край в X-нач. XVII вв.", который повествует о жизни города с момента его основания до Смуты: археологические находки X-XIII вв., макеты Угличского кремля, оружие, иконы, картины, гравюры, престол, увенчанный изображении печати устроителя Палаты князя Андрея Большого. Исторический отдел "Угличский край в XVII - XVIII вв.", занимающий первый этаж, - это история возрождения Углича: царские вклады, памятники городской культуры XVI-XVII вв., первый герб Углича, деньги, выпущенные на Монетном дворе империи.
При входе на территорию кремля находится Галерея современного православного искусства "Под Благодатным Покровом". Основа коллекции - работы художника игумена Рафаила (Симакова), переданные в дар музею. В экспозиции представлены предметы церковного быта и образцы декоративно-прикладного искусства
Здание(я):
Палата дворца угличских удельных князей - одно из древнейших сохранившихся до наших дней жилых зданий России. Она входила в состав огромного комплекса жилых и парадных зданий, созданных в кремле на волжском берегу при угличском князе Андрее Большом в начале 60-х годов XV века. С 1584 по 1591 годов в нем жил царевич Димитрий, младший сын Ивана Грозного, отправленный в Углич со всей родней и большой свитой. Палата - это большое квадратное башнеобразное здание, внутри разделенное на три этажа. При реставрации его перекрыли крестовым сводом и украсили новыми орнаментальными росписями. Снаружи стены прорезаны узкими напоминающими бойницы окнами и дверными проемами с коваными створками. Над простой лишенной декора плоскостью стен поднимается богато орнаментированная верхняя часть, начинающаяся с поясков-бровок над каждым окном второго этажа Церковь Царевича Дмитрия "на крови" построена в 1692 году, она является самым известным храмом Углича и единственным памятником архитектуры кремлевского ансамбля XVII века. Строительство храма связано с трагедией, произошедшей здесь 15 мая 1591 года. По преданию на том месте, где теперь находится алтарь церкви, трагически погиб царевич Димитрий. Церковь оформлена в ярком московском стиле той поры. Церковь Димитрия - характерный образец декоративного "узорочного стиля" второй половины XVII века Спасо-Преображенский собор - главный действующий храм Углича, освящен в 1706 году. В основном он выдержан в распространенном тогда стиле "нарышкинского барокко". Такова храмовая часть, имеющая традиционное трехчастное деление и кокошники, но уже украшенная колоннами, карнизом, похожим на антаблемент, и утонченными наличниками с разорванными сандриками. Над крышей поднимается живописное пятиглавие. С востока примыкает трехапсидная алтарная часть. С других двух сторон собор дополнен пристройками - с севера примыкает Похвальский придел, а с запада появившаяся позднее паперть. Свободный южный фасад, обращенный к городу, неизбежно должен был стать главным. Поэтому тут расположен основной вход, украшенный резным белокаменным порталом. Интерьер храма уникален: обширный бесстолпный зал, перекрытый сомкнутым сводом Богоявленский собор являлся составной частью комплекса угличского соборного храма и предназначался для зимних богослужений, поскольку в Спасо-Преображенском соборе, который расположен рядом, богослужение велось только в летний период. В XIX веке возникла потребность в достаточно большом зимнем храме. Строительство собора продолжалось с 1814 по 1827 годы. Архитектурное убранство Богоявленского собора оформлено в классическом стиле. Он представляет собой протяженный базиликальный объем с двухскатной кровлей. Фасад членят пилястры и огромные окна. С востока примыкает полукруглая апсида, а с запада паперть, дополненная небольшим четырехколонным портиком. Над крышей с восточной стороны возвышался огромный обитый железом барабан с куполом, маленькой главкой и крестом, который до настоящего времени не сохранился Здание бывшей Городской думы - в юго-западной части кремля в 1813-1815 годах было выстроено здание Городских присутственных мест. С его постройкой в начале XIX века в период классицизма завершилось формирование кремлевского ансамбля. В здании помещались Городская Дума, Городовой магистрат, Цеховая управа, суд, Общественный банк, архивы, Уездное и приходское училища, зал для общественных собраний. Постройка выполнена по "образцовому" поекту Л. Руска и имеет два равнозначных фасада: северный обращен к собору, а южный играл важную роль в панораме торговой площади. Центральные ризалиты выделены портиками из шести трехчетвертных колонн, объединяющих второй этаж с мезонином. Низкие боковые части обработаны рустом, завершает объемы здания простая четырехскатная крыша. Внутри сохранились элементы строгого и аскетичного казенного здания Александровской поры Галерея "Под Благодатным Покровом". Прямоугольный объем здания вырастает из самого берега Каменного ручья, придавая этому месту оригинальный и живописный вид. С боковой и задней сторон к зданию примыкает крыльцо-галерея и на каменных столбах - такие обычные для провинциального города. Построено на рубеже XVIII-XIX веков для помещения богадельни по инициативе угличских купцов. Позднее в нем помещалась школа полковых музыкантов стоявших. С 1870-х годов в здании находилось Полицейское управление, в советское - Административный отдел Исполкома, милиция, НКВД, в 1932-2003 годах - архив
Дополнительные услуги: киоск или магазин, лекторий или кинозал
Образовательные услуги: Цикл лекций, занятий и мероприятий по краеведению для учащихся школ города Блок занятий для детей дошкольного возраста (знакомит с историей города, бытом русской деревни, ремесленными промыслами угличан, традициями угличского края)
Поблизости имеются:
гостиницы и места группового питания
Местные достопримечательности: Церковь Рождества Иоанна Предтечи - одно из архитектурных чудес Углича. Строилась она в 1689-1691 годах на средства богатого купца Никифора Чеполосова в память о зверски убитом сыне, малолетнем Иване Чеполосове. Эта трагедия стала со временем знаменитым "углицким преданием" Воскресенский монастырь относился к числу древнейших православных обителей Углича, он был основан в конце XIV столетия. Первоначально деревянные постройки находились на берегу Волги, у места впадения в нее Троицкого ручья. В середине XVII века монастырь перевели ближе к древнему торгу, именовавшемуся Лужники. Новый грандиозный ансамбль создан по указанию Ростовского Митрополита Ионы Сысоевича, который когда-то являлся иноком этой обители Угличский Богоявленский женский монастырь по наиболее вероятной версии, был основан инокиней Марфой (К.И. Шестовой, матерью царя Михаила Федоровича Романова) между 1606 и 1609 годом. Первоначально находился в юго-западном углу Кремля. В 1661 году в связи с реконструкцией городской крепости был выведен с территории Кремля и помещен на землю, принадлежавшую прежде Ростовскому митрополиту Ионе Сысоевичу, где существует и поныне Угличский Алексеевский мужской монастырь основан в 1371 году по указанию Московского митрополита Алексия иноком Адрианом и первоначально именовался Успенским. В 1439 году, в связи с обретением мощей митрополита Алексия, переименован в Алексеевский. Первый каменный храм обители строился в 1522-1534 годах и освящен в честь Алексия Митрополита. В 1628-1629 годах на территории монастыря были возведены: каменная шатровая Успенская "Дивная" церковь, а в 1681-1684 годах на месте построек более раннего времени возведен каменный храм в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи
профессионалу
Основные должностные лица:*
Директор: Чванова Наталья Викторовна, тел. (48532) 5-17-57
Главный хранитель: Шелепугина Ольга Борисовна, тел. (48532) 5-17-57
Тел. дирекции:
(48532) 5-17-57, Факс: (48532) 5-17-57
Адрес дирекции:
152615, Ярославская область, г. Углич, Кремль
Единиц хранения:
34915, из них 25380 предметов основного фонда
Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Деревянная скульптура XVII - XIX вв. - 142 ед. хр. Древнерусская живопись конца XV - XIX вв. - ок. 400 ед. хр. Лицевое шитье XVII - XVIII вв. - 15 ед. хр. Угличский портрет конца XVII - XIX вв. - 16 ед. хр. Парсуна XVII - XIX вв. - 16 ед. хр.
Примечание: Официальное название организации: Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области "Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей".