В Третьяковской галерее есть специальный зал, посвященный произведениями Михаила Александровича Врубеля (1856-1910).
Врубель - художник, произведения которого никого не оставят равнодушными. Если зритель хочет не только получить эстетическое удовольствие, но и прикоснуться к сложной сфере душевных переживаний, ему стоит заглянуть в зал Врубеля. Посетитель, который в быстром темпе знакомится со всей экспозицией, скорей всего замедлит "бег", попадая в зал Врубеля.
Врубель приехал в Москву в 1889 г., ему было 34 года. Здесь он создал зрелые произведения своего творчества. Приехав сюда проездом, но остался в Москве не случайно. Именно в Москве в это время формировались новые черты искусства, а также были люди готовые поддерживать эти начинания.
В центральной части зала посетителя встречают два варианта "Сирени", серия работ "Фауст", монументальная "Принцесса Греза", и конечно - "Демоны". Врубель известный русский художник, творчество которого широко репродуцировано. Скорей всего все эти произведения зритель уже видел. Надо отметить, что оригиналы картин значительно темнее их печатного варианта. Реставраторы еще не решились вернуть былую свежеть полотнам художника, но увеличить яркость вполне возможно при печати.
Вершина творчества художника - серия произведений, посвященная Демону. Как возник такой странный для изобразительного искусства персонаж? Одна из целей искусства - служение красоте. А в теме Демона на первый взгляд кажется, что речь идет о чем-то противоположном. По замыслу художника Демон не является ни чертом, ни представителем каких-то отрицательных сил. По словам Врубеля, Демон олицетворяет душу. Иными словами Демон - это все то, что заботит, служит предметом размышлений. Это чрезвычайно емкий персонаж, он думает о прошлом - об ошибках, которые он совершил. О настоящем - о своем месте на земле и на небе (в вечности). О будущем - о том, что действительно важно и нужно сделать, и о том что наносное, временное, мелочное и не стоит усилий. Все эти мысли, переживания сосредоточены в Демоне. Они не являются напрямую грустными, печальными. Обобщенно говоря, перед нами человек переживающий, это эмоциональное бурление можно обозначить словом "тревожный". Но порою, все мы испытываем тревогу перед событиями, не имеющими определенно трагического значения (выпускной, свадьба, рождение ребенка, выступление). Таким образом, Демон по своей начальной сути не имел отношения к драматической судьбе художника. Если бы здоровье Врубеля было бы более стабильно, если бы в его семье было бы больше благополучия, серия Демона могла бы продолжиться позитивно. Демон - герой сосредоточенный и готовый к действию, в нем кипит потенциальная энергия и будущие подвиги: они могут быть как разрушительными, так и созидательными. Современникам художника были непонятны и тема произведения, и ее воплощение. Все это достаточно сложно понять даже в наше время, когда зрители привыкли к разному искусству. То есть, искусство Врубеля кроме любования, требует еще размышления, своего рода философского настроя.
Жизнь многогранна, поэтому ли изображения художника состоят из мазков, напоминающие мозаику? Многие явления гораздо глубже, чем кажутся на первый взгляд - поэтому ли его живопись мерцает какими-то фантастическими оттенками? Кроме реальных вещей есть так же чувства, мысли, мечты - все это постарался объять мастер. Такова картина "Царевна-Лебедь". Она не является непосредственно иллюстрацией к сказке, она запечатлела таинственную трансформацию - метаморфозу. Здесь изображена Надежда Забела, жена художника, в сценическом образе лебедя. Но перед зрителем не традиционный театральный портрет, а некое волшебное действо.
И так далее, и так далее можно рассуждать обо всех произведениях художника, но пусть зритель составит собственное мнение. У многих посетителей посещение музея вызывает только одно чувство - усталость. Чтобы этого избежать, надо обозначить приоритеты еще до поездки. Если вы хотите ознакомиться с творчеством Врубеля, посмотрите только один зал и сможете составить цельное и полное впечатление о художнике, задуматься о собственном Демоне. Узнавать работает ли зал, надо заранее, так как зал Врубеля является еще также залом для концертов. В день представления зал закрыт для посетителей. А может быть стоит ознакомиться с картинами вместе с музыкой, для художника музыка была одной из составляющих вдохновения (Н. Трегуб)
Дополнительно см. http://www.museum.ru/N31723