Египетский зал Музея изобразительных искусств гордо именуется первым залом. Посетители приходят в музей по торжественной лестнице, проходят светлые залы античного искусства и попадают в темный зал с черными стенами, где окна занавешены черными шторами. Верхнего света в зале нет, экспонаты освещены боковым светом. Знакомство с музеем начинается здесь. Для взрослого человека может быть несколько мрачновато, но не для ребенка. Ребята словно попадают в ту самую таинственную "черную комнату" из своих детских страшных рассказов. Они ожидают увидеть "черного, черного человека", что и происходит.
В зале находится достаточно много экспонатов - рельефы, скульптуры, посуда, украшения, ритуальные принадлежности. Но экспонат №1 в зале №1 - мумия, а точнее мумии, их в зале несколько.
Еще раз вернемся к залу. Темная комната не так уж черна. На потолке насыщенного лазурного цвета роспись - золотые звезды и птицы с расправленными крыльями. Пространство зала разделено толстыми колоннами, так что зрителю сложно определить его масштаб.
Что было самое главное в жизни египтянина? Как ни парадоксально звучит для современного человека - это приготовление к смерти, то есть к загробной жизни. Сейчас общество предпочитает таинственному завтра девиз "здесь и сейчас", в то время как египтянин с самого рождения больше всего значения придавал своей смерти. Смерть означает встречу с богами и жизнь вечную, которая значительно длиннее и важнее краткого мига нахождения на земле. Следовательно, вещей для загробной жизни надо больше, они должны быть лучшего качества. Многие предметы в экспозиции - находки из захоронений. Представьте себе - мертвому египтянину для полноценной загробной жизни нужна была хорошая посуда с едой, талисманы-амулеты, драгоценности, личные вещи, фигурки богов и много другое. А также письменные доказательства того, что жизнь земную он прожил достойно - папирусы с жизнеописанием, настенные росписи и рельефы. Все это и представлено в Египетском зале. Несмотря на то, что в экспозиции предметов достаточно, сложно отметить большое их разнообразие. Дело в том, что все происходящее Древнем Египте подчинялось строгим правилам, в том числе и творчество. Изображать человека следовало в соответствии с каноном: голова в профиль, глаз ан фас, плечи ан фас, ноги в шаге в профиль. Таким образом, фигуры фараонов, жрецов, вельмож похожи друг на друга и даже на богов. Различие в головных уборах, и собственно в головах, так как некоторые боги изображались как люди с головами животных. Большинство рельефов выполнены на погребальную тематику. Скульптура представляет собой статуэтки людей и животных. Милые анималистические фигурки изображают богов: собака - бог бальзамирования Амубис, змея-кобра - богиня Уаджет, ибис - бог Тот, козел - бог Хаум, кошка - Баста, так же - обезьяны, соколы, медведи.
Разнообразие в скульптурный ряд вносит изображение супружеских пар. Они выполнены в строгих позах в Древних царствах, с течением времени трактовка четы стала тяготеть к большей душевности - жена могла поддерживать под локоть супруга, или скульптор пробует изобразить объятье четы. Конечно, все узнают без подписи Сфинкса с головой фараона, который охранял дорогу к храму, а значит и путь к вечности.
Предметы любопытства составляют - туалетные ложечки, вазочки для цветов, которые сами по себе не стоят без специального поддерживающего устройства, сосуд с новогодними поздравлениями, сосуды для вина, витрина с бусами, браслетами и кольцами, сосуды и сосудики разного назначения, потемневшие зеркала. Дольше всего зрители рассматривают витрину с амулетами - там симпатичные соколы, собаки, совы, быки, колонны, лотосы, крокодильчик, уточка, солидного размера скоробеи. В первую очередь, зритель оценивает изобразительные качества, знание оберегового смысла сейчас утрачено. Многие из них обнаружены в гробницах, они оберегали от злых духов и дурного глаза.
Самое торжественное событие в жизни современного человека - свадьба. В жизни древнего египтянина самое пышное событие - это погребение, для которого разработана подробная церемония. Мумия - часть большого процесса. Собственно мумии и саркофаги в музее представлены в разных видах и ракурсах. В экспозиции есть саркофаг закрытый, открытый, мумия запеленатая, распеленатая и посмертные маски. Зритель видит, что саркофаг расписывался как снаружи, так и изнутри. Мумия могла быть расписанная или нет, но зачастую на месте лица располагалась маска с тщательно прорисованными широко открытыми глазами, через которые происходило общение с богами. Саркофаги могли быть деревянными и каменными и располагаться как горизонтально, так и вертикально. Таким образом, любопытному посетителю доступно абсолютно все. Самые сложные ощущения доставляет мумия распеленатая, детский саркофаг, сосуды для внутренностей, мумии кошки и птицы. Литература Древнего Египта представлена Книгой мертвых.
Разобраться в династиях, царствах и богах составляет некоторую сложность для обывателя, к тому же не все экспонаты подробно описаны. Но, тем не менее, многие посетители сами знают названия предметов, статуэток, "специализацию" богов. Возможно, этому способствует развитие туристического направления в современный Египет, поездки не обходятся без знакомства с историей страны. Египетский зал никогда не пустует. Его коллекция неизменно привлекает внимание детей и взрослых. К сожалению, фотографировать в зале запрещено. Покидая зал, посетитель чувствует, что прикоснулся к великой цивилизации, где исповедовали культ мертвых, а так же значительное облегчение от того, что мы с вами пока еще живы. С чем вас и поздравляем (Надежда Трегуб).