14 октября в корпусе Бенуа Государственного Русского музея открывается выставка произведений латвийского художника Волдемарса Матвейса. Она является первым совместным проектом двух ведущих художественных музеев - Российской Федерации и Латвийской Республики - и проходит при поддержке Генерального консульства Латвийской Республики в Санкт-Петербурге.
Волдемарс Матвейс (он же Матвей, он же Владимир Марков), латыш по происхождению, уроженец города Риги, родился в 13 (1) октября 1877 года. Начальное художественное образование будущий художник получил в родном городе в Школе рисования и живописи Веньямина Блюма. В 1902 году Императорская Академия художеств присваивает В. Матвейсу право преподавания в средних учебных заведениях, и недолгое время Матвейс работал учителем рисования в маленьком городке Тукумсе, а потом перебрался в столицу, где хотел продолжить художественное образование.
В Академию художеств он сразу не поступил и с 1904 года около двух лет занимался в студии известного живописца и педагога Яна Францевича Ционглинского. Матвейс с 1906 по 1914 год был студентом Академии художеств, которую не закончил, скончавшись 16 (3) мая 1914 г. - за месяц до представления конкурсной выпускной картины.
Одновременно с учебой Матвейс вел активную общественную жизнь. В 1906- 1907 гг. он становится редактором-издателем ежемесячного журнала "Выставочный вестник", а с 1910 г. Матвейс - один из основателей и ведущих членов петербургского общества художников "Союз молодежи" (1910-1914 гг.), сыгравшей существенную роль в истории русского авангарда. В состав "Союза молодежи" входили многие будущие видные фигуры авангарда - Владимир Татлин, Ольга Розанова, Казимир Малевич, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова.
Летом 1910 г. Волдемарс Матвейс организовал выставку "Союза молодежи" в Риге. К этому событию была приурочена публикация манифеста "Русский сецессион", который является одним из первых манифестов русского авангарда. Матвейс хотел создать общую теорию основных пластических принципов мирового искусства и с этой целью он вел исследования культур и других регионов - Африки, Океании, Северной Азии - в этнографических музеях и собраниях всей Европы. В 1912 г. в первом и втором сборниках общества была опубликована статья В. Матвейса (под псевдонимом Владимира Маркова) "Принципы нового искусства". Общество частично финансировало его поездки по Европе в 1912-1913 гг. Кроме того "Союзом молодежи" в 1914 году были изданы книги В. Матвейса (все под псевдонимом Владимир Марков) "Творческие принципы в пластических искусствах. Фактура", "Искусство острова Пасхи", сборник китайских стихов "Свирель Китая" (совместно с В. Егорьевым). В Петербурге, в мае 1914 года в возрасте 37 лет художник скончался. Посмертно в 1919 г. НАРКОМПРОС издал книгу В. Матвея (В. Маркова) "Искусство негров".
Заслуги Матвейса перед русским авангардом велики. Он решительно ввел в художественный контекст новые сюжеты - первобытную скульптуру и восточную образность, подробно разрабатывал теорию нового искусства, исследовал его пластические принципы; организовывал выставки. Проблемы, на которые первым обратил внимание Матвейс, разрабатывались долгие годы, и сохранили актуальность, спустя десятилетия после его смерти.
Выставка включает в себя 40 живописных произведений художника из собрания Государственного художественного музея Латвии, созданных им как во время его обучения в Петербургской Академии Художеств, так и его самостоятельные творческие работы. На выставке представлены35 фотографий из книг "Искусство острова Пасхи", "Искусство негров" и "Скульптура народов Северной Азии". Поскольку оригиналы не сохранились, демонстрируются современные фотографии, сделанные с негативов художника. В состав экспозиции включены произведения учителей Вольдемарса Матвейса в Петербургской Академии Художеств - Яна Ционглинского, Николая Дубовского; картины художников - участников "Союза молодежи"; документы из Рукописного отдела ГРМ, относящиеся к деятельности В. Матвейса и данного общества художников, а также оригинал обложки - работы Н. Альтмана к книге В. Матвейса "Искусство негров". В дополнение к живописной выставке в экспозицию закономерно вошла и небольшая коллекция скульптур - фигуры острова Пасхи и Северной Азии из собрания Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН. В этом музее Матвейс в 1913 году сделал несколько снимков, которые позже вошли в его книгу "Искусство острова Пасхи" (1914). Как показала история, это было первое в мире издание, в котором искусство этого острова было оценено в начале ХХ века с художественной точки зрения.