Государственная Третьяковская галерея и Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации представляют выставку "Маревна". Выставка открыта с 15 октября по 9 ноября.
Впервые в России проходит выставка художницы Марии Воробьевой-Стебельской - Маревны, как звали ее вслед за Максимом Горьким все окружающие. В юности покинувшая Россию, она стала участницей легендарной жизни Монпарнаса начала ХХ века, но свои лучшие произведения создала несколько десятилетий спустя, уже во второй половине столетия. На выставке представлено около 50 живописных и графических работ из музея Пти Пале (г.Женева) и частных собраний.
Мария Брониславовна Воробьева-Стебельская родилась 14 февраля 1892 года в Казанской губернии. Ее отец - польский дворянин Бронислав Стебельский, мать - актриса Мария Воробьева. Детство будущая художница провела с отцом в Тифлисе. Там в 1907 году начала заниматься в Школе изящных искусств; в 1910 в Москве поступила в Строгановское училище. Через год она отправилась путешествовать в Италию. На Капри Мария Стебельская познакомилась с Максимом Горьким, который стал звать ее "Маревна, Морская королевна".
В 1912 году молодая художница приехала в Париж. Занималась в Русской академии у скульптора С.Булаковского, в академии Ф.Сулоаги и Ф.Коларосси. Участвовала в парижских выставках (в том числе в 1913 году в Салоне Независимых); ее работы начали приобретать маршаны и любители искусства. После 1914 года, когда умер отец художницы, продажа картин сделалась единственным источником ее существования.
В пестрой и бурной жизни парижского Монпарнаса 1910-х годов Маревна быстро стала довольно яркой и заметной фигурой. Она вошла в круг постоянных посетителей "Ротонды", дружила с Пикассо, Модильяни. В 1915 году начался ее роман с Диего Риверой.
В ранних парижских работах Маревны, отмеченных декоративизмом и интенсивной эмоциональностью ("Автопортрет с натюрмортом", 1917), очевидно влияние кубизма. В конце 1910-х от кубистических опытов Маревна обратилась к пуантилизму ("Плакальщицы", 1920). По признанию художницы, в пуантилистическом методе ей чудилась близость к византийским мозаикам, старинным фрескам и коврам, которые она в детстве видела на Кавказе.
После возвращения Риверы в Мексику в 1921 году Маревна, оставшаяся с дочерью Марикой, сотрудничала с домами мод, изготавливала на продажу расписные шали, занималась ручным ткачеством. Она не прекращала занятий живописью, однако обратиться к ней вплотную вновь смогла лишь после переезда в 1936 году на Лазурный берег. С 1948 года художница жила и работала в Англии. Она скончалась в Лондоне 4 мая 1984 года.
Самые известные произведения Маревны - три большие картины, посвященные друзьям по Монпарнасу. Они не датированы, но стилистика этих работ практически не оставляет сомнений в том, что полотна написаны 1960-е годы. Отсутствие датировок приобретает в этих произведениях особое значение. Здесь смешаны времена, персонажи, но все сплавлено в единую, искусно синтезированную стилистическую субстанцию, в некое "воспоминание о кубизме", свободное от его жесткой категоричности и колористической суровости. Некая возвышенная вневременность этих картин, словно восстанавливающих "связь времен", делает их принадлежащими всему ХХ веку.