1 октября в историческом здании Скудерии дель Квиринале на римском Капитолии открылась выставка "Италия-Россия. От Джотто до Малевича. Сравнение", организованная Министерством культуры России и Министерством иностранных дел Италии под патронатом Президента Российской Федерации В. В. Путина, президента Италии Карло Адзельо Чампи и премьер-министра Сильвио Берлускони, которая будет проходить до 9 января 2005 г. В ней участвуют крупнейшие музеи Италии и России, среди них - Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств. Помимо уже широко известных в мире деревянных проектных моделей Смольного монастыря (проект Ф. Б. Растрелли) и фрагмента западного фасада Михайловского замка с разрезом интерьера церкви (проект В. Бренны), один из старейших музеев России представил гравюры очерком из альбома Карло Росси с изображением Михайловского замка В. Бренны, лист А. Ринальди (?) "Проект Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Разрез", две гравюры А. М. Шелковникова с планом и фасадом Смольного монастыря, цветную литографию В. Ф. Перро с видом Смольного монастыря (1841г.), литографию Ш. Вильмена и В. Адама с рисунка О. Монферрана "Исаакиевский собор А. Ринальди в Санкт-Петербурге". Кроме того, привезена пробковая модель работы итальянского мастера А. Кики "Арка Тита" (одна из более чем сорока моделей, находящихся в собрании музея, выполненных мастером в 18 в. по заказу Екатерины II для ее внуков - будущего императора Александра I и Константина, изучавших по ним историю Древней Греции и Древнего Рима).
Утром выставку посетил президент Италии К. А. Чампи, посол РФ в Италии Алексей Юрьевич Мешков, представители Министерства иностранных дел Италии; от российской стороны присутствовали президент Российской Академии художеств З. К. Церетели, П. В. Хорошилов, А. С. Колупаева, А. Н. Сысоенко, директор ГМИИ им. А. С. Пушкина И. А. Антонова. В 12.30, на фоне модели Смольного монастыря Ф. Б. Растрелли, проходила пресс-конференция для СМИ. В 18.00 состоялась официальная церемония открытия выставки с участием министра иностранных дел Италии Ф. Фраттини, министра культурного достояния и культурной деятельности Италии Дж. Урбани, министра культуры и массовых коммуникаций РФ А. С. Соколова, мэра Рима В. Вельтрони, директоров музеев и приглашенных с итальянской и российской стороны. Вечером в честь участников подготовки и проведения выставки от имени администрации президента Италии был дан обед в резиденции Паллавичини (Казино дель Аурора Паллавичини).
Цель выставки - выявить взаимовлияние искусства и культуры России и Италии на протяжении веков, начиная с искусства Византийской империи, затем эпохи Возрождения и барокко. Вторая часть экспозиции посвящена эпохе Просвещения, когда молодой императорский двор России привлекал к себе ярчайших и самых талантливых представи- телей итальянского искусства. Третья часть охватывает временной отрезок с 19 по начало 20 века. В центре внимания будут находиться образцы русской живописи, находившейся тогда в состоянии расцвета. 19 век - время самоидентификации национальных культур в Европе. Выставка, по замыслу организаторов, позволит увидеть основные вехи - от "аристократического" начала, затем утверждения буржуазных основ, до победы демократических идеалов, завершающихся новейшими течениями начала 20 столетия - футуризмом, абстракционизмом, футуризмом и метафизикой.
Помимо произведений из Государственного Эрмитажа (А. Канова "Амур", скульптуры К. Б. Растрелли, картины С. Риччи "Вакханалия", Дж. Б. Питтони "Жертвоприношение Полиссены"), Русского музея ("Ангел златые власы", В. Л. Боровиковский "Екатерина II", П. И. Соколов "Меркурий и Аргус", П. А. Ротари "Портрет Ф. Б. Растрелли", И. Е. Репин "Портрет С. Драгомировой", С. Ф. Щедрин "Неаполь при лунном освещении"), Музея-заповедника "Павловск" (скульптура И. и Ф. Коллини "Похищение Прозерпины"), музеев Кремля, ГМИИ им. А. С. Пушкина (В. В. Кандинский "Импровизация N 20"), Третьяковской галереи (И. Н. Крамской "Христос в пустыне", М. Шагал "Над городом", Н. Альтман "Натюрморт", В. Е. Татлин "Модель"), Музея архитектуры им. А. В. Щусева, Екатеринбургского художественного музея, Всероссийского музея А. С. Пушкина, экспонируются шедевры из 45 итальянских музеев и ряда частных коллекций. Итальянская часть экспозиции построена на работах Джотто, Донателло, Микеланджело, Тициана, Джорджоне, Корреджо, Караваджо, А. Карраччи, Г. Рени и Бернини, П. Дж. Батони и А. Кановы, Каналетто, Тьеполо, Модильяни (из Музея Гренобля), Джорджо ди Кирико, Г. Моранди (Национальная галерея современного искусства, Рим, и Пинакотека Брера, Милан). Венецианская Академия художеств, туринская Галерея Сабауда, Национальная галерея Пармы, Галерея палаццо Бианко Генуи, Музей Рима Академия Каррары из Бергамо - далеко не полный перечень Национальная галерея современного искусства Рима, галерея Уффицци, палаццо Питти - далеко неполный перечень участников со стороны Италии.
С 7 февраля до 20 мая 2005 г. выставка "Италия-Россия. От Джотто до Малевича" будет экспонироваться в Москве в залах Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. В отличие от итальянской версии выставки, ее состав будет расширен, что найдет отражение в российской версии каталога. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств будет экспонировать еще несколько пробковых моделей А. Кики.