В Крокин Галерее с 7 по 31 октября проходит выставка Смена Файбисовича "Архивация современности".
7 октября открылась выставка живописи и графики середины 70-х середины 80х гг. Семена Файбисовича - художника, архитектора, фотографа, писателя. Выставка приглашает в путешествие в прошлое - зрелых людей в молодость, молодых - в детство.
Экспозицию открывает работа "Детская комната" (1982), которая в иносказательной форме передает семейную идиллии. Тему продолжает графический "Семейный портрет" (1978), "Интерьер" (1977), "Пейзаж" (1976), "Полочка" (1975),. Придя на выставку в чужое помещение, человек как бы попадает к себе домой или домой к своим родителям 1980-х гг. У каждого дома были такие игрушки, сервант, посуда, швейная машинка, часы на столе. Так на пример у нас дома кисточки стоят в такой же деревянной кружке. Просто все мы жили в одной стране, нас объединяет наше прошлое. И еще вид из окна: вид на соседний дом. За свою жизнь человек меняет место жительства, но сложно поменять вид из окна, зачастую им остается вид на соседний дом, один в один точная копия твоего собственного дома.
Кроме проникновенности и искренности, художнику так же не чужда ирония, примером которой является "В ванной" (1978), "Созерцание" (1980). Сложно выделить именно изобразительные достоинства работ, скорее здесь присутствует демонстративный момент, картины более для обсуждения, чем созерцания. В таком же плане выполнен триптих "Одуванчики" (1982). Остроумный взгляд художника видит "Писмена. Прощание с Ясеневым" (1984), где рисунок зашпатлеванных стен панельного дома становится иносказательными иероглифами. "Взгляд на черное море" (1983) заставит улыбнуться каждого - увеличенный до масштаба значительно полотна мотив взгляда из-за прищуренного правого глаза.
Еще раз обращу внимание на милые сердцу детали "Кухонные фактуры" (1980), - старая алюминиевая мясорубка и отвинченная ручка. У нас дома папа так же отвинчивал ручку, чтобы мясорубка занимала меньше места, а мама сердилась.
Завершает выставку "Гаттамелата" (1977), где слепок головы известного кондотьера в дамской шляпе стоит на шкафу, двери которого распахнуты и показывают швейную машинку и шитье. Вы не поверите, но в свое время у нас дома стояла гипсовая голова Цезаря, которая кроме учебных целей служила манекеном для моей шляпы.
Работы Семена Файбисовича сейчас можно обозначить как ретро, приятно прикоснуться к прошлому. Тем более, что исполнение и мастерство художника не вызывает и капли сомнения. Остается только сожалеть, что творчества заархивировано, а не продолжено. (Надежда Трегуб)