Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику скоро 150! Свой юбилей му-зейщики решили встретить по-русски с размахом и ознаменовать его открытием сразу нескольких экспозиций.
Вовсю идет работа в интерьере Дмитриевского собора во Владимире, чтобы после почти тридцатилетнего перерыва сюда вновь пришли посетители. Совсем скоро заполнится голосами и топотом маленьких ног Детский му-зейный центр в Архиерейских палатах Суздальского кремля. Наводится последний глянец на отреставрированную Воскресенскую церковь XVIII века в Му-зее деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале…
В день города Владимира распахнутся двери Троицкой красной церкви. Здесь откроется новый, не имеющий аналогов в России, сверкающий музей "Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка".
Музей декоративно-прикладного искусства "Хрусталь. Вышивка. Лаковая миниатюра." в Троицкой церкви на Театральной площади создан в 1974 году. Он все-гда был любим владимирцами и гостями города, которые с восхищением разглядывали творения мастеров стекла из города Гусь-Хрустальный и кудесников художественной вышивки и лаковой миниатюры из Мстёры. Но когда здание потребовало ремонта, ученый совет Владимиро-Суздальского музея-заповедника принял решение и об одновременном обновлении экспозиции.
Было задумано принципиально изменить отношение к показываемым произведениям гусевского стекла и мстерских промыслов, чтобы уйти от традиционного экспонирования в обычных витринах. И с этой задачей с блеском справился давний друг музея московский художник Леонтий Владимирович Озерников. В его художественном решении особую роль играет благодатное пространство храма. Архитектура и декоративно-прикладное искусство выступают в единстве . И их слияние подчеркивает идею художника, выразить которую коротко может образ вечно текущей воды - "хрустальная река времени".
Входя под устремленные ввысь своды зала, вы сразу попадаете в объятия берегов этой хрустальной "реки". Не случаен даже цвет оформления пространства: серо-голубые и синие тона погружают нас в глубины не только времени, но и в тайны самого удивительного материала, с которым пришлось работать человеку. Его искристый блеск и внутреннее матовое сияние, игра всех цветов радуги и бесконечное разнообразие форм - заставляют и нас стать возвышеннее , благороднее и светлее.
Стекло зачаровывало человека с самого начала цивилизации. В Древнем Египте и Азии уже были опробованы почти все известные способы изготовления и об-работки стекла. На территории средневекового Владимира археологи открыли следы работ со стеклянной поливой для керамики. А современную стекольную промышленность Владимирской области представляют 23 предприятия, в том числе только в колыбели местного стеклоделия - городе со звонким названием Гусь -Хрустальный - их семь .
Обо всем этом дает возможность вспомнить хрустальная река, в гранях и зеркалах которой отражаются творения гусевских мастеров, начиная с работ стеклодувов 18 века и заканчивая современными композициями. Стеклянные волны реки выносят на обозрение то штоф времени основателя гусевского завода Акима Мальцо-ва, то сервиз 19 века - времени славы разнообразной хрустальной грани предприятия Нечаевых-Мальцовых, то вазу начала 20 века - изысканный и прихотливый модерн.
Время неостановимо, а потому стеклянный прилив "длинною" в четверть тысячелетия (248 лет заводу в г. Гусь-Хрустальный) продемонстрирует авторские работы талантливых современных художников по стеклу, продолжающих традиции и классической алмазной грани, и гравировки, и гутной, самой старой, техники , а также поиски - в новой пластике, новой образной роли цвета... Передавать словами цвет и свет, тень и сияние композиций - дело неблагодарное. Красоту можно оценить, только любуясь ею.
Новое решение экспозиции позволяет теперь использовать ее и как концертный зал, где в сказочном обрамлении органично зазвучит старинная и классическая музыка, романсы...
Совершенно по-иному представлены теперь и промыслы такого уникального центра декоративно-прикладного искусства как Мстёра. Произошло логичное объединение в отдельном зале показа художественной вышивки и лаковой миниатюры, в соседстве друг с другом они и зазвучали ярче. А камерные размеры этого раздела экспозиции, оформленного так, будто вы находитесь внутри ларца, концентрируют внимание на вышивках и лаковых миниатюрах. Они предстают перед зрителем настоящими жемчужинами в витринах, которые своим дизайном поддерживают тему "шкатулки для драгоценностей". И здесь хочется непременно отметить особенность новой выставки: кроме былинных, сказочных, исторических и других сюжетов лаковой миниатюры посетитель сможет увидеть святые образы, написанные в конце 19 - начале 20 века, и современные иконы мстёрских художников.
Возрождается традиция крупнейшего в императорской России центра иконописания. До 1917 г. Мстера поставляла иконы во все пределы российского государства. Несмотря на то, что с 18 в. иконопись испытывала влияние реалистической манеры, а с конца 19 в. жесткую конкуренцию с дешевыми печатными и тиснеными иконами, Мстера сохраняла секреты и традиции древнерусской живописи и еще в начале 20 века ее называют "единственным питомником русской иконописи". После Октябрьской революции антирелигиозная пропаганда, массовое закрытие церквей и монастырей привели к практическому исчезновению промысла. Только в последние годы мастера лаковой живописи вновь возвращаются к древнему искусству. Худож-ники снова работают по заказам церквей, монастырей, частных лиц. Все чаще мстерские иконы появляются на выставках, теперь представлены они и в нашей экспозиции.
Приходите в музей "Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка", чтобы подивиться и порадоваться таланту и умению русских мастеров, наших земляков!
Ольга Гагина,
научный сотрудник художественного отдела
музея-заповедника
источник www.museum.ru