3 октября в Мраморном дворце Государственного Русского музея открывается выставка московской художницы Ирины Затуловской "Опыты". Это живопись, основой которой являются самые необычные материалы: дверцы шкафа, листы жести, камни. Выставка организована совместно Русским музеем, Музеем Людвига в Русском музее и Галереей Московского центра искусств.
Одна из выставок в которых участвовала И.Затуловская, носила название "Неглинка вышла из трубы". Наверное, не случайно: сама художница "вышла"с Неглинки.
Рисует она на старых досках, дверцах шкафа, жестяных листах и просто камнях. Рисует, оставляя "живым" материал, не давая ему спрятаться за красками, потому он всегда узнаваем. Основы, на которых пишет Затуловская, вступают с живописью в новые отношения. Технически они остаются материальным "фоном", в содержательном же плане они часто "забегают вперед", диктуют, солируют. Материальные основы Затуловской - не механические носители, они сами по себе - явление, сами несут содержание. Все эти огрызки металла, дерева обладают своей "культурной памятью".
Объекты ее живописного взгляда так просты, что работы не требуют названия: яичница на сковородке, дерево, стакан с чаем, белье, развешанное на веревке. Но за внешней простотой всегда кроется глубокая метафоричность.
Ключевым произведением, раскрывающим направление поисков художницы, может служить работа 1991 года "Аквариум". Написав рыбок на ребристой жестяной поверхности стиральной доски, художница как бы задает тему манипуляций с живописью: живописную материю нужно вымочить в щелочи, продраить, застирать до дыр, выкипятить… Вот тогда она станет единым целым с основой, появится осознанно новый выразительно-содержательный формат. Лучшие вещи Затуловской - как раз те, где живопись входит в какой-то новый контакт с основой. Хотя среди ее работ есть и такие, где она не ставит себе задачу опредмечивания смысловых планов. Выразительные и фактурные возможности этих материалов, конечно, обыгрываются, но в целом они работают как основа .
Сама живопись Затуловской лаконична и изящна. Пронзительно- чистые силуэты, предельно локализованные цветовые пятна, проложенные иногда двумя-тремя касаниями кисти. Дар Затуловской - это дар естественности.
В фонде ее творчества есть целая серия, посвященная истории искусства: Это зашифрованные названия арт-объединений от "Мира искусства" до "Маковца". Но, по сути все работы Затуловской, при всей их видимой простоте, являют собой некий шифр, "молекулу ДНК", в которой закодирована - жизнь.
В небольшом местечке Йорвас в Финляндии есть своя православная часовня. Непохожая на обычные - ее стены и пол - это пространство гранитного карьера. Грот-часовня расположена недалеко от Покровского мужского монастыря и освящена во имя великой княгини, преподобномученницы Елизаветы Федоровны - сестры императрицы Александры Федоровны. Елизавета Федоровна приняла постриг после гибели супруга - великого князя Сергея Александровчиа, убитого революционером Каляевым. Автор убранства необычной часовни - Ирина Затуловская.