2003 год имеет особое значение в общественно-культурной жизни области. Это Год культуры на Брянщине, год 200-летнего юбилея великого русского поэта, певца славянского братства Ф.И. Тютчева. Его жизнь и созидательная деятельность, его творческое наследие были направлены на процветание России и приумножение её духовной культуры, на сближение культур европейских стран и Российской державы.
Задолго до юбилея поэта в Брянской области, во многих уголках России и Европы началась кропотливая работа по подготовке мероприятий юбилейного Тютчевского года.
В Брянской области создан региональный общественный культурный фонд имени Ф.И. Тютчева, консолидирующий творческие и материальные ресурсы по подготовке к юбилейным мероприятиям.В 2001 году началась работа по созданию проекта памятника поэту. В 2002 году был объявлен открытый конкурс на создание памятника, вызвавший большой общественный интерес и высокую заинтересованность специалистов. По итогам объявленного конкурса в городе Брянске в областном художественном музее состоялась выставка представленных на конкурс проектов. Решением конкурсной комиссии победителем единогласно был признан проект заслуженного художника Российской Федерации А.Н. Ковальчука (г. Москва) и главного архитектора Брянской области А.В. Петрова (г. Брянск).
Авторы памятника А.Н. Ковальчук и А.В. Петров широко известны общественности своими работами, имеют высокую репутацию профессионалов, пользуются огромным авторитетом у специалистов.
А.Н. Ковальчук родился в Москве 7 сентября 1959 года. Его отец Николай Адамович Ковальчук известный архитектор и педагог. Учился Андрей Николаевич сначала в детской художественной школе, затем - в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшее Строгановское) на отделении архитектурно-декоративной пластики. Именно поэтому после окончания Строгановского училища главной сферой его творческой деятельности стала скульптура, в которой художник быстро проявил себя, причем в равной степени преуспел в монументальной и станковой скульптуре. Его ориентация на традицию, на классические формы претворения замысла, неизменно сопровождались творческим их преобразованием, что открывало А.Н. Ковальчуку дорогу к потоку неожиданных решений, чем собственно и ценен труд любого художника. И эта нестандартность подчеркнула индивидуальность скульптора, позволила ему не робеть перед самой ответственной работой.
Вхождение Андрея Николаевича Ковальчука в искусство можно назвать успешным. Он рано стал заметен в художественной жизни, его работа неизменно получала признание - в 1985-1987 гг. - премии Министерства культуры и Союза художников за ряд скульптурных работ, а в 1988 году - Первая премия во Всесоюзном конкурсе за памятник "Жертвам Чернобыля" и Вторая премия на конкурсе за памятник декабристам в городе Чите. Уже первая монументальная композиция "Мемориал памяти жертв Чернобыльской трагедии", установленная в Москве на Митинском кладбище (1993 г.) обратила на себя внимание нетрадиционностью исполнения. После мемориала жертвам Чернобыльской трагедии А.Н. Ковальчук создал монумент прославленному русскому адмиралу Ф.Ф. Ушакову. Памятник установлен в одном из московских районов - Южное Бутово в начале бульвара Ушакова. Два установленных памятника в столице - уже достаточно для любого скульптора. Но Ковальчук к тому же довел до конца разработанный О. Комовым проект памятника С. Рахманинову на Страстном бульваре. Интересен его памятник А.С. Пушкину в городе Астане. В его решении необычно все: и образ поэта, и место его установки.
Совместно с архитектором Е. Розановым, А.Н. Ковальчук участвует в разработке памятника зодчему Матвею Казакову для Петровского путевого дворца. Во всех моделях, одни их которых выполнены в гипсе, другие - в бронзе, сквозит подчеркнутое внимание к личности человека, его особенности и непохожести на других. Интересны в этом плане два памятника - "Иван Грозный в Александровской слободе" и "П.А. Столыпин".
Внимание к индивидуальности художника и писателя, желание проникнуться таинствами их творчества, любовь к отечественной культуре, подвигли Ковальчука сделать несколько композиций, в которых отразились творческие терзания, загадки характера и свойства личности. Это скульптуры писателей Гоголя и Толстого, художника Крамского. В числе портретов композиционно-жанрового плана следует упомянуть работу, безусловно относимую к малой пластике - "В. Юдашкин" (1997 г.).
Высокую оценку специалистов получили композиции А.Н. Ковальчука на античную тему.
Монументальное искусство - основная сфера интереса скульптора Ковальчука. Наряду с этим было бы неверным не упомянуть его работы в области архитектуры, оформления интерьера и дизайна, его люстры, решетки, лестницы и другие художественные, отличающиеся безупречным вкусом, которые неизменно отмечаются как профессиональные и высокохудожественные произведения. Формы их строги и изящны. Фантазия художника, кажется, не знает границ, но твердо можно отметить в них современные художественные звучания, упоминания которых можно считать последним штрихом к портрету Андрея Николаевича Ковальчука.
Особое место в творчестве А.Н. Ковальчука занимают портреты видных деятелей культуры и искусства России. Потомственный художник, человек огромной эрудиции, тонкий психолог А.Н. Ковальчук стремится запечатлеть образ великих сынов России, внесших исключительный вклад в историю Отечества. Интерес художника к личности Ф.И. Тютчева неслучаен. А.Н. Ковальчук много лет работал над памятником, бережно собирал иконографический материал, им сделаны тысячи эскизов памятника. В настоящее время А.Н. Ковальчук создал два проекта памятников Ф.И. Тютчева: для города Брянска и Мюнхена (Бавария).
Петров Александр Валентинович работает в должности начальника управления архитектуры и градостроительства (главного архитектора) Брянской области с 4 сентября 1983 года.
Являясь с 1973 года членом Союза архитекторов СССР, затем Союза архитекторов России, А.В. Петров успешно реализует свой творческий потенциал. За период работы в городах Куйбышеве и Ростов-на-Дону им были выполнены многочисленные проекты жилых и общественных зданий, проекты планировки и застройки поселков и сел в Куйбышевской и Ростовской области. Возглавляемые им коллективы архитекторов завоевывали призовые места в республиканских градостроительных конкурсах на застройку центров городов Сызрани и Таганрога. По его проекту на трассе Ростов-Воронеж сооружен мемориальный комплекс "Невернувшимся".
В Брянской области под его руководством и непосредственном участии была осуществлена реконструкция центральных площадей в малых городах - Карачеве, Мглине, поселках Климово и Выгоничи. В городах Новозыбков, Сураж, поселках Суземка и Рогнедино по его проектам сооружены мемориальные объекты в честь воинов и партизан, освободивших Брянщину от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. А.В. Петров принимает большое участие в мероприятиях, посвященных 200-летию со дня рождения великого русского поэта, философа, дипломата, общественного деятеля Ф.И. Тютчева. Являясь членом оргкомитета, он осуществляет координацию по реконструкции, реставрации и новому строительству мемориальных объектов. А.В. Петров принимает личное участие в проектировании ряда сооружений в исторической зоне и зоне современной застройки села Овстуг - родины поэта.
27 июля 2003 года, в день 130-летия со дня смерти Ф.И. Тютчева на Театральной площади г. Брянска состоится торжественная церемония открытия памятника поэту в городе Брянске. В настоящее время ведутся переговоры об установке памятника в городе Мюнхене (Бавария), с которым связан большой и плодотворный период жизни Ф.И. Тютчева.
Памятник Ф.И. Тютчеву создан на пожертвования и взносы трудовых коллективов Брянской области, личные взносы граждан России, Украины и Белоруссии. В создание памятника вложена истинно народная любовь к памяти и творчеству поэта.