В корпусе Бенуа Государственного Русского Музея открыта выставка "Санкт-Петербург. Портрет города и горожан". На выставке представлено около 500 произведений XVIII - XX веков, отражающих во всех видах и жанрах изобразительного искусства историю Петербурга, жизнь города и горожан из собрания Русского музея.
История Петербурга совпала с историей императорской России. Царь Петр стал первым российским императором и строительство города не похожего на боярскую Москву, было для него символом перемены во внутренней и внешней политике. Санкт-Петербург создавался как город будущего России. Отсюда и стремление запечатлевать и придавать гласности ход строительства. Топографические карты, планы, проекты домов, картуши и иллюстрации к книгам с первыми городскими пейзажами - это произведения искусства и великолепные свидетельства художественного вкуса российских последователей голландских мастеров.
Первые изображения Петербурга были выполнены художниками, работавшими в канцелярии строений или ведомстве Академии наук. Среди них такие выдающиеся, как рисовальщик и гравер Алексей Зубов и Михаил Махаев. Зубов оставил после себя десятки произведений, в которых на гравировальных листах запечатлены живые страницы императорской России первой половины XVIII столетия с ее войнами, бракосочетаниями царственных особ и другими событиями. Уже на этих первых изображениях города видно - Петербург - морская столица. Мотив мачт, парусов, кораблей будет сопровождать изображения Петербурга на протяжении трех столетий.
Оригинальные рисунки Михаила Махаева дают представление о характере и качестве видового пейзажа в России середины XVIII столетия. Внимательно и последовательно художник фиксировал рождающийся на болотах город. Рисунки Махаева тиражировались просредством гравирования и впоследствии использовались другими художниками.
Завершение строительства, среда и атмосфера нового города России побудили к созданию большого количества живописных и графических циклов. Торжественные открытия памятников нередко превращались во всенародные праздники, и запечатлевались живописцами, рисовальщиками и граверами. Открытие "Александровской колонны" происходило в непогоду - сверкали молнии, дул сильный ветер, срывающий с постамента белые драпировки, - таким его запечатлел Василий Раев.
Одна из самых популярных тем у художников Нева - гордость, украшение, источник жизнедеятельности города. Благоустройство набережных, их постепенное оформление дворцами и особняками запечатлено в видах Петербурга Беньямина Патерсена, Иоганна-Георга Майра, Карла Беггрова и многих других.
Особенно много изображений Петербурга появилось в первой половине ХIХ века. Это была пора величия России. Дворцы, особняки, соборы, церкви, гранитные набережные, сфинксы на берегах Невы - все богатство Петербурга отразилось в творчестве художников. Тогда уже Академия Художеств превратилась в зрелое художественное заведение, воспитывающее в своих стенах мастеров. Образ прекрасной европейской столицы, тиражировался в литографиях и гравюрах, принося городу мировую славу. Способствовали этому Александр Брюллов, Карл Беггеров, Иван Иванов и другие.
В 1820-1840-е годы особой популярностью пользовались небольшого формата акварельные изображения дворцов и особняков снаружи и внутри: интерьеры, фасады, окружающие их сады и парки. Эти творения художников сегодня оказались очень актуальными, поскольку являются необходимым и порой даже единственным материалом для реставраторов.
Жанровые сценки, посвященные жизни города и его жителей акварелные, литографированные и гравированные, были чрезвычайно любимы публикой в середине XIX века. Карл Кольман, Василий Садовников и другие мастера специализировались на таких изображениях, оставив нам живые картины городского быта. Жизнь российской элиты - читающей, музицирующей, танцующей на балах - предстает в акварелях и рисунках Василия Садовникова, Григория Гагарина, Михаила Зичи. Знаменитое чиновничество, описанное Николаем Гоголем и Михаилом Салтыковым-Щедриным, запечатлено в рисунках Александра Нотбека, Николая Загорского, Алексея Чернышева, Павла Федотова. События литературной, театральной жизни нашли отражение в произведениях Рудольфа Жуковского, Бориса Кустодиева, Ильи Репина и многих других.
Позднее, на рубеже ХIХ и ХХ веков, город, его архитектурная среда и атмосфера побудили к созданию живописных и графических циклов художников объединения "Мир искусства" (Александр Бенуа, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Анна Остроумова-Лебедева). Именно им принадлежит честь открытия красот русской столицы, которую предшественники считали городом "казенным" и "бездушным". В своей серии станковых гравюр "Петербург", которую принято называть "Большими Петербургами" А.П. Остроумова-Лебедева нашла необычные ракурсы, передающие нюансы настроения городского пейзажа.
Изображения Петербурга первой четверти ХХ века отражают мрачную и трудную жизнь его жителей в годы революций и гражданской войны. Произведения Александра Вахрамеева, Мстислава Добужинского пропитаны болью за любимый город. Рисунки и гравюры иллюстрируют потерянность петербуржцев, прекрасный город изображается исключительно мрачными и блеклыми цветами. В 1920-1930-х годах художники Семен Павлов, Николай Дормидонтов, Антонина Анушкина создали свои циклы городских видов - изображения ленинградских окраин. Революция неузнаваемо изменила образ города и горожан, а незатронутые революционными преобразованиями пейзажи отражали ностальгию по патриархальной жизни и легкую иронию. В довоенные годы художники исследуют городские типы, изображают представителей разных слоев общества. Рисунки художника Бориса Ермолаева больше похожи на иронические наброски, рисующие характерные типажи и аромат ушедшей эпохи.
В официальном советском искусстве с середины 1920-х разворачивается упорная работа по популяризации новых тем и образов. Наибольшую значимость приобретает глобальная индустриализация государства. В 30-х годах на Ленинградском металлическом заводе постоянно работают питерские художники, создавая летопись индустриального гиганта и его тружеников. Ярослав Крестовский всегда стремился найти нестандартный подход к сюжету. Его "Сварщики" в одноименной картине кажутся маленькими волшебниками внутри гигантской сферы - рабочего колеса турбины.
Контрастными стали творения художников блокадного Ленинграда. С одной стороны это твердые, непокоримые защитники города скульптора Игнатьева, мужественные ленинградцы Алексея Пахомова, Юрия Непринцева, Любови Холиной. С другой - воздушные, балансирующие между бытием и небытием рисунки городских улиц Людмилы Рончевской, Вячеслава Пакулина, Петра Бучкина.
В конце 1950-х - начале 1960-х годов в официальном искусстве на смену парадному изображению жизни пришел интерес к прозе повседневности. Молодые художники, входившие тогда в искусство, отказывались от пафоса и театрализации. Серия рисунков Левона Айрапетянца начала 1960-х сложилась под влиянием идей этого "сурового стиля". В пейзажах Рихарда Васми с пустынным равнинным рельефом чувствуется отчужденность, отстраненный взгляд на мир.
Город рос и менялся. Все его изменения тщательно фиксировались художниками. Столичность Петербурга сказывалась и в жанровых картинках, и в роскошных панорамных видах, и даже порой в маленьких акварелях. Удивительно, но художники разных эпох нередко рисуют город с одних и тех же точек. Меняются детали, настроения, техники изображения - неизменным остается только город на Неве, придуманный когда-то царем Петром.
Выставка будет работать до 31 августа.