В Красноярске прошла третья Музейная ночь, посвященная Всемирному дню музеев. Ее участниками стали: Красноярский музейный центр, Красноярский краевой краеведческий музей и Художественный музей имени В.И. Сурикова. Посетители могли прогуливаться, либо разъезжать на специальных автобусах от музея к музею, а также выбрать программу по своему вкусу.
В ночь с 17 на 18 мая красноярские любители неординарного отдыха не сомкнули глаз. У них был шанс осуществить годовую культурную программу (чего греха таить, в музеях среднестатистический человек бывает нечасто) - посетить целых три музея за одну ночь. Любители экстрима разместились в Музейном центре, который превратился специально для этой ночи в "Город любви". Каждый уголок музея звучал, светился, двигался. Можно было не только созерцать, но и принимать активное участие в действах. Так, большой популярностью пользовался аттракцион "Свадьба". Молодые парочки выстраивались в очередь, чтобы зарегистрироваться в импровизированном загсе. Девушки жадно примеряли свадебные платья, которые, по замыслу авторов проекта, напоминали домашние фартуки. Регистрация брака - как легкая, ни к чему не обязывающая игра. Ни один проект не был однозначным: раскрывал разные стороны любви, которые приобрело это чувство в нашем современном урбанизированном мире.
Предполагалось, что каждый этаж здания будет символизировать определенную разновидность любви, от земной - бытовой - плотской до высокой - чистой - светлой. В действительности, все смешалось: чулки, фартуки, приворотные зелья, инь и ян из роз, медитативная музыка… Вероятно, в жизни одно от другого неотделимо.
Любопытных посетителей манили лабиринты, скрытые за темными занавесками. В конце одного из них сидели "продажные люди", парень и девушка, внимание (=любовь) которых можно было приобрести на полчаса за 50 рублей. По словам "продажных людей", за ночь у них побывало 4 клиента - по два на каждого. Каждого клиента персонально водили на самые интересные ночные проекты, рассказывая о них.
Ценителей цифровой фотографии в фотогалерее ожидала выставка известного японского фотографа Норио Кобаяши "Цифровая кухня". Вид яичницы, над которой "колдует" японка на фотографии, вызывал гастрономические желания, а процесс приготовления пищи казался магическим. Однако дурманящий аромат, который распространялся в этой части музея, не был кулинарного свойства. Это цыганки варили приворотные зелья и предлагали посетителям разжечь страсть своих возлюбленных. … А повсюду ходили люди с пропеллерами из воздушных шариков на спинах. Они звались Карлсонами из "Министерства случайных связей" и помогали людям найти свою вторую половину.
В конференц-зале центра всю ночь продолжалось музыкальное шоу с участием джаз - рок команд: "Балаган Бэнд" (Красноярск). "Нам бы ту", "Акустическая крыша", "Сакрабанда" (Новосибирск) и многих других. Здесь же посетителям Музейной ночи предлагалось поучаствовать в обсуждении темы любви в городе, любовных состояний, посмотреть видео-интервью с жителями города и принять участие в игре "Объяснение в любви". Все вышеперечисленное происходило в атмосфере иронии, было сдобрено специями рок-н-ролла и здорового циничного отношения к жизни, сексу и противоположному полу. Над всем этим музыкальным шоу витал (буквально) проект красноярского художника Василия Слонова "Боди-политика сперматозоидов". По всему залу летали картонные девушки, одетые только в капроновые чулки, а также сперматозоиды, сделанные из теста и проволоки. По словам самого автора, так как зал, где все это происходило, расположен ниже уровня площади Мира (кто бывал в Красноярске - знает), а созданный на одну ночь город любви предполагает некое восхождение от любви обыденной до возвышенной, то в этом зале можно, и даже положено, всякие шутки шутить и озорничать, что очень любят современные художники. Продолжайся музейная ночь не 6, а 36 часов, драйва на этой площадке хватило бы. Те, кто не вошел в переполненный зал, танцевали на другой музейной площадке под электронную музыку ЭГО-alliance.
Предпочитающие видео музыке тоже не скучали. В Красных залах Музейного центра проходил показ EXTRA-SHORT FILMS. Это была демонстрация программы Фестиваля Сверхкороткого Фильма в Новосибирске, привезенной куратором фестиваля Дмитрием Булныгиным. Дмитрий также представлял красноярцам в эту ночь ви-джеинг.
Отдохнуть от шумной толпы и суеты гости Музейного центра могли в белом лабиринте, где открылся авторский проект художника Виктора Сачивко "Война и мир". Это единый экспозиционный объект, построенный в традиции ready made ("готовая вещь"). На белых стенах лабиринта, освещенных вертикальными люминесцентными лампами, страница за страницей представлен весь текст романа Льва Толстого "Война и мир". В центре блистающей своей белизной экспозиционной среды расположен полуоткрытый черный бокс с видеодвойкой внутри, транслирующей чтение романа "Война и мир" в слух красноярским художником Олегом Пономаревым.
Центральной экспозицией аванзала стал проект "Городские истории". Эта экспозиция явилась своеобразным знакомством горожан с российско-французским проектом "Мачта Оазиса" (автор - французский художник Антуан де Бари), который будет реализован в сентябре в рамках V Красноярской музейной биеннале. К участию в создании Мачты Оазиса приглашаются красноярцы, предполагается, что они примут активное участие в создании оригинального памятника к 375-летию Красноярска, в основание которого будут заложены принесенные всеми желающими предметы-символы и связанные с ними истории. Так будет создан особый памятник, обладающий креативной энергией, заложенной в него участниками. Красноярцы откликаются на приглашение, и уже собран достаточный материал для того, чтобы до сентября с ним мог познакомиться в экспозиционном пространстве музея каждый желающий. … Экспозиция состоит из больших белых стен, расположенных в шахматном порядке по всей платформе "Искусства памяти" (IV биеннале, 2001). На каждой - очень крупно написана личная история человека, связанная с нашим городом и фотография памятного предмета, символизирующего это воспоминание. Тексты сползают-льются со стен и ползут дальше по поверхности платформы, прямо под ноги! В некоторых стеклянных ячейках шахматного пола лежали ночью живые люди-экспонаты, чаще всего по парам. Они спали и видели сны, которые, может быть, потом превратятся в истории. В этом пространстве даже встречались молодые люди, которые рассказывали проходившим мимо о том, что их дом сгорел, и просили помощи, или воспроизводили сцену из личной жизни какой-то пары. Только потом догадываешься, что это артисты, оживляющие представленные здесь истории…
Все увиденное наводило на размышления и вызывало свои ассоциации. А за окнами, на площади Мира, горели в ночи ореолы сердец из свечей. Окружая музей со всех сторон, они словно говорили, что любовь - неизбежна.