15 мая в 18.00 галерея "Ковчег" открывает выставку "Петербургская графика 1910-1930-х годов" из собрания Вологодской областной картинной галереи.
Нынешняя экспозиция - не первый пример сотрудничества "Ковчега" с российскими региональными музеями: в разные годы многие из них охотно предоставляли экспонаты из своих фондов для наших выставок. Впрочем, партнерские отношения с ВОКГ складываются особым образом: в этом музее не только поддерживают наши инициативы, но и предлагают встречные. Показ в Москве коллекции петербургской графики - результат такого взаимодействия.
Появление первых работ художников Петербурга эпохи "серебряного века" в Вологде связано с выставочной и собирательской деятельностью Северного Кружка любителей изящных искусств (1906 - 1922). Его коллекция позднее стала основой областной картинной галереи. Начало систематической работы ВОКГ по собиранию и изучению петербургской графики пришлось на 1950-60-е годы, но наиболее интенсивно коллекция стала комплектоваться уже в 1970-90-е годы. Постепенно в фондах музея скопилось достаточно материалов, чтобы дать ясное представление о противоречивых и полных драматизма судьбах искусства в эпоху перелома, когда шел процесс перехода от творческой свободы к вынужденным попыткам соединения классического петербургского стиля с реалиями "ленинградской" жизни.
На нынешней выставке экспонируются более ста редких рисунков, акварелей и эстампов, а также гравированные и литографированные альбомы тридцати признанных мастеров. Среди самых значительных работ - эскизы Александра Бенуа к балету "Петрушка" 1917-1918 годов, декоративное панно "Смерть" Николая Калмакова 1913 года из бывшей коллекции В.Д. Набокова, акварельный вариант известной картины Бориса Кустодиева "Купчиха", акварели и пастели Николая Тырсы и Алексея Успенского, резцовые гравюры предвоенных лет Льва Юдина, ученика К.С. Малевича.
Экспозиция соединяет наиболее яркие художественные школы и направления. Типичная графика объединения "Мир искусства" показана редкими работами и литографированными альбомами Константина Богаевского, Мстислава Добужинского, Зинаиды Серебряковой, Анны Остроумовой-Лебедевой. Неоклассические и импрессионистические традиции "серебряного века" в графике 1920-1930-х годов ясно ощутимы в рисунках, акварелях и гравюрах Елизаветы Кругликовой, Георгия Верейского, Всеволода Воинова, Павла Шиллинговского. Смелые поиски нового линеарно-пластического языка отразились в работах ленинградской творческой молодежи предвоенных лет - Александра Самохвалова, Евгения Кибрика, Ксении Клементьевой.
Постепенно уходя в тень официального признания, многие художники вопреки всему продолжали развивать вневременные, столь характерные для Петербурга интернациональные традиции своей культуры - позднее заклейменные в качестве "космополитических". И в годы предреволюционного расцвета, и в драматичную сталинскую эпоху здешняя графика стремилась сохранить черты узнаваемого стиля: чувство историзма, романтическую приподнятость, тонкий стилизм, постоянный интерес к мотивам и образам великого города. Показывая редкие произведения известных мастеров и вспоминая незаслуженно забытые имена, выставка открывает еще одну интересную страницу в культурной летописи Петербурга.