Живопись и графика
Собрание русской и западно-европейской живописи в основе своей сложилось в довоенный период за счет поступлений из подмосковных усадеб и Центрального музейного фонда. Западно - европейская живопись представлена единичными произведениями, среди которых следует отметить "Распятие" неизвестного нидерландского мастера XVI века и работу голландского художника, ученика Франса Хальса Геритта Беркхейде (1638-1698) "Католическая процессия".
Наибольший интерес представляет коллекция русского портрета, дающая возможность проследить развитие этого жанра с периода его появления в XVII веке до становления реалистического портрета во второй половине XIX столетия. Лучшая часть собрания экспонируется на выставке постоянной выставке "Русское искусство XVIII- начала XX веков"
Широко известен специалистам один из лучших портретов музейного собрания - портрет Смарагды Кантемир написанный неизвестным русским художником в 1710-х годах. Вторая половина XVIII века в русском искусстве ознаменована расцветом портретной живописи. В собрании музея камерный портрет II половины столетия занимает основное место. Кисти ведущего мастера этого жанра Ф.С. Рокотова принадлежит портрет Маргариты Францевны Зотовой, написанный в 1780-х годах. В близкой к Рокотову манере исполнены работы неизвестных художников "Портрет Молодого человека" и "Портрет неизвестной в зеленом платье" так же 1780-х годов. Расширяет представление о русском камерном портрете этого времени "Портрет неизвестного в зеленом кафтане" Ивана Локтева, который долгое время предположительно считался портретом Ф.Г. Орлова. В настоящее время исследователи склоняются к тому, что на портрете изображен учитель Локтева И.Фирсов, первый в России жанровый живописец.
Более позднюю страницу в истории русского портрета представляет портрет С.Н. Долгорукого (1802 г.) работы В.Л. Боровиковского, в котором органично объединены черты, присущие парадному и камерному изображению. ( Илл. - портрет Долгорукого и консоль по рис. Воронихина). Неотъемлемой частью русской художественной культуры XVIII - начала XIX века является творчество иностранных мастеров работавших в России. В коллекции и на выставке представлены работы шведа Александра Рослина (портрет И.И. Бецкого и портрет З.Г. Чернышева). "Портрет молодой женщины у клавесина" написан Иоганном Ромбауэром венгром по происхождению.
О постепенной демократизации искусства, которая наметилась уже в первой половине XIX века и выразилась как в расширении социального круга портретируемых, так и в возрастающем интересе художников к передаче частной жизни человека, свидетельствует "Портрет неизвестной" (1810-е гг.) Н.И. Аргунова. Украшают коллекцию и работы В.А. Тропинина портрет А.М. Голицына" (1820-е гг.) и портрет доктора Н.И. Бера (1857). В потрет Бера по живописно-образному строю с реалистической концепцией портрета второй половины XIX столетия, которая господствует в представленном в экспозиции "Портрете пожилого мужчины" (1868) работы Н.В. Неврева. Наряду с работами известных мастеров в музее хранятся произведения малоизвестных и неизвестных живописцев, существенно расширяющие представление о русском портрете.
Пейзажная живопись в музейном собрания представлена прекрасными работами Н.Г. Чернецова, М.Н. Воробьева, И.К. Айвазовского, А.К. Саврасова. В отдельную (более 120 работ) выделяется в музейном собрании коллекция работ К.И. Горбатова (1876-1945), который как живописец сложился в 1910-х годах и долгие годы жил в Германии, путешествуя по Европе, побывал в Сирии, Палестине. Излюбленным жанром художника был архитектурный пейзаж.
Графический портрет
Это наиболее ценная часть музейного собрания графики. Малоформатные исполненные акварелью или карандашом портреты имели широкое распространение в конце XVIII - в начале XIX века. Одним из самых популярных портретистов первой половины XIX века был П.Ф. Соколов. В музее хранятся несколько работ замечательного мастера. Среди них портрет Н.Е Макухиной. отличающийся сложной композицией с подробно разработанным фоном и многочисленными аксессуарами.
Почти документально точен в своих работах Карл фон Гампельн , работавший в смешанной технике. Замечательно исполнен художником портрет Т.П. Львовой сестры А.П. Керн. Необычайно тонки по исполнению портреты В.И. Гау. Почти протокольно документальны портреты военных Ф. Крюгера. К вершинам русского акварельного портрета относится портрет Е.Б. Грановской (1841) работы К.А. Горбунова.
Блестящий период расцвета русской графики начала XX века в портретном жанре представлен в музее монументальным пастельным портретом Высоцкой - Гоц работы Л.О Пастернака.