Историко-архитектурный и художественный музей
НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ
Новости История Экспозиции Выставки Галерея Публикации Справка Контакты 
Экспозиция
 



Церковное искусство XVI - начала XX века.


Иконопись

Коллекция икон сформировалась в основном в 1060-1970 гг. Довоенная коллекция, основу которой составляли иконы из храмов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря почти полностью погибла в 1941 году. Исключением стали иконы в драгоценных окладах. Среди них замечательный храмовый образ "Спас Вседержитель с припадающими Святым митрополитом Филиппом и патриархом Никоном" 1657, созданный царскими мастерами по заказу патриарха в 1657 году. Благодаря драгоценным окладам сохранились и представленные на стационарной выставке "Иконопись, лицевое и орнаментальное шитье, медное литье XVI - XIX веков" небольшие моленные иконы "Спас Вседержитель" и "Богоматерь Одигитрия", датируемые XVI веком. Сильно пострадавшие от времени памятники периода расцвета русского иконописания, тем не менее, сохранили все признаки высокого стиля.


Общий вид зала выставки


На выставке экспонируются лучшие памятники из музейного собрания. Они дают возможность проследить эволюцию иконописного языка с конца XVI и до середины XVIII века. Работы провинциальных мастеров на протяжении всего XVII столетия сохраняли традиционность. Особенно долго архаизирующие тенденции сохранялись на Севере и возможно именно там созданы, представленные на выставке "Вознесение" и "Богоявление". В созданных столичными мастерами иконах "Богоматерь Страстная", " Архидиакон Стефан" нашли отражение сложные и противоречивые процессы развития искусства эпохи перехода от средневековья к новому времени. Чрезвычайно интересными памятниками этого сложного и противоречивого времени являются иконы " Царь Царем" и "Спас Нерукотворный" ( Иллюстрация) рубежа XVII-XVIII веков. В середине XVIII века написаны иконы, поступившие в музей из г. Ногинска. ( Илл. - " Св. Николай Мирликийский со сценами жития) В них приемы, позаимствованные из масляной живописи, соседствуют с традиционным решением пространства, тяготеющему к плоскости, и яркими локальными цветами одежд.


Св. Николай Мирликийский.


Лицевое и орнаментальное шитье

Коллекция церковных тканей XVI-XVII веков, включающая в себя облачения и предметы церковного обихода сложилась в 1920-1930-х годах. когда в музей поступали художественный ценности из закрытых и монастырей - Можайского Лужецкого, Саввино-Сторожевского, Валдайско-Иверского. Основу собрания составили предметы из ризницы Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, среди которых личные вещи патриарха Никона и царские вклады, В 1941 году весь этот фонд вместе с предметами из драгоценных металлов был эвакуирован в Алма-Ату и сохранился полностью. В 1970-1980 после значительных реставрационных работ стало возможным экспонировать памятники лицевого о орнаментального шитья в качестве полноправного раздела выставок древнерусского искусства.




Украшением коллекции и выставки является пелены "Христос с апостолами" или "Союзом любви связуемы апостолы..." 1510 года, происходящая из Воскресенского собора г. Волоколамска. Знаменщиком пелены был, по всей вероятности, сын великого Дионисия Феодосий, а шила пелену княгиня Анна жена Волоцкого князя Федора Борисовича. В Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре хранилась шитая Владимирская икона Богоматери, исполненная с высочайшим мастерством "в меру" знаменитого чудотворного образа XII века. Типичные для XVII-го столетия памятники лицевого шитья с преобладанием золотных и серебряных нитей, исполненные в Царицыных мастерских поступили в музей из Саввино-Сторожевского монастыря. Из Валдайско-Иверского монастыря происходит очень интересный комплекс из покровцов, оплечий фелоней и стихарей, отличающийся повышенной декоративностью, подробностью и непосредственностью в передаче сюжетов, работы белорусских мастериц, переселившихся на Валдай в 1650-х годах вместе с монахами Оршинского Кутеинского монастыря. Прекрасный примеры орнаментального золотного шитья представлены в коллекции музея оплечьями фелоней и стихарей, епитрахилями, набедренниками, палицами. Значительную часть коллекции церковных тканей составляют священнические облачения из драгоценных тканей восточного, западно-европейского и русского производства XVII- начала XIX века.


Медное литье.

Музейное собрание медного литья являет достаточное полную картину развития этого вида художественного ремесла, начиная Киевской Руси и вплоть до конца XIX - начала ХХ века. Нательные и наперстные кресты, кресты энколпионы и иконки с глухим и прорезным фоном XII - XVII веков представлены как оригинальными, так и более поздними отливками и с ранних форм. Особенно популярными в XIX - начале XX века были меднолитые иконки, складни, походные иконостасы, Распятия, Распятия, Распятия с предстоящими, часто украшенные эмалями. Наиболее полно представлены в коллекции музея изделия мастерских Русского Севера и старообрядческих центров Подмосковья. Часть коллекции, в частности, образцы древнего литья экспонируются на выставке


Декоративно-прикладное искусство из драгоценных металлов.

Этот фонд, как и фонд церковных тканей сформировался в 1920-1930-х годах. Его основу составило собрание ризницы Воскресенского монастыря, которое было значительно дополнено предметами из ризниц монастырей и церквей Подмосковья и экспонатами Никоновского музея в Валдайско-Иверском монастыря. Среди последних своим западно-европейским происхождением выделяются вклады в монастырь патриарха Никона. Не имея возможности экспонировать этот фонд музей участвует экспонатами из драгоценных металлов в выставках в различных музеях нашей страны и зарубежом.


Водосвятная чаша


Рукописные и старопечатные книги

Коллекция, насчитывающая более 4,5 тыс. единиц хранения практически полностью сформирована в послевоенное время. Рукописная часть библиотеки Воскресенского монастыря в 1907 году была отправлена в Москву и ныне составляет Воскресенское собрание отдела рукописей Государственного Исторического музея. Основная часть печатных книг новоиерусалимской библиотеки погибла в 1941 году. В 1950-х годах из Владимирского областного музея в Истру поступили русские и западно-европейские рукописные и печатные книги XVI-XIX веков, происходившие из Флорищевой пустыни , Суздальского архиерейского дома и Переславской семинарии. В 1977 году все редкие книги были выделены в отдельное хранение и начался период активного комплектования фонда в соответствии с разнообразными направлениями работы тогда еще Московского областного краеведческого музея.


Древнейшей рукопись, хранящаяся в музее - Евангелие, созданное в Новгороде в 1458 году. В книге четыре миниатюры и вставки. выполненные в балканском стиле. С 1658 года одетое в XVII веке в роскошный оклад Евангелие хранилось в ризниц Ново-Иерусалимского монастыря и как её принадлежность не было передано в Синодальную библиотеку в 1907 году.


Большинство рукописей относится к концу XVII- началу XX века. Значительную научную ценность представляют Синодики Иосифо-Волоколамского (сер.XVIII в.) и Ноколо-Песношского (нач. XX в.) монастырей. Великолепный список 1707 года "Службы Ипатию Гангрскому", созданной известным поэтом конца XVII века Карионом Истоминым, украшен гравированными заставками. Широко представлена в коллекции литература учительная и полемическая. Сборники поучений Иоанна Златоуста, Василия Великого. Ефрема Сирина, которые вместе с житиями составляли некогда основной круг чтения русского человека. Особую группу рукописей составляют сборники, созданные в XVIII-XIX веках старообрядцами. Многие литературные и нотные сборники происходят из Гуслиц ( Орехово - Зуевский и Егорьевский р-оны), где население в прошлом столетии было преимущественно старообрядческим. Наиболее ценной частью собрания нотных рукописей являются сборники с линейной нотацией конца XVII века В новоиерусалимской библиотеке в XVII веке были представлены издания всех славянских типографий своего времени. Одной из основных задач комплектования фонда старопечатных книг является восстановление этой части библиотеки монастыря. Коллекция музея довольно полно отражает основные периоды русского книгопечатания до начала XVIII века и позволяет проследить развитие русской книжной гравюры на протяжении XVII века. В коллекции помимо книг, изданных Московским печатным двором, представлены издания Верхней типографии, украинских и белорусских типографий. издания Кутеинского и Валдайско - Иверского монастырей. Записи на книгах дают необычайно широкий спектр географических названий, исторических фактов и имен. Некоторые записи позволяют уточнить даты строительства монастырских зданий и уточнить их назначение.


В 1700-х годах книги еще печатают кирилловским шрифтом, но Московский печатный двор всё больше издает научных и учебных книг. В музейном собрании есть широко известная "Арифметика" Леонтия Магницкого (1703), "Лексикон троезычный" Федора Поликарпова (1704). В хранилище редких книг проводятся лекции, занятия и экскурсии. Книги экспонируются в исторической экспозиции, существенно её дополняя.

<< Назад Дальше >>






Copyright (c) 1999 Историко-архитектурный и художественный музей Новый Иерусалим

 

Copyright (c) 1999 Музеи Подмосковья