Начало предлагаемого ныне любителям изящных художеств и отечественных бытописаний полезного труда происходило следующим образом: в Июне месяце 1816 года известный своими художественными работами Граф Толстой отнесся к Президенту Российской Императорской Академии Наук г. Шишкову с предложением, что есть ли Академия подаст ему помощь и руководство свое, то намерен он приступить к вырезыванию девятнадцати медалей по образцу сделанному уже им и всеми восхваляемой медали, под названием или надписью: Родомысл девятонадесять века. Он представил изобретенные им рисунки сих медалей. Собрание оных долженствует предать потомству изображение достопамятнейших деяний, происходивших в 1812, 1813 и 1814 годах, а именно:
- Народное ополчение (в России).
- Битва при Бородине.
- Освобождение Москвы.
- Бой при Малом Ярославце.
- Трехдневный бой при Красном.
- Сражение при Березине.
- Бегство Наполеона за Немен.
- Первый шаг Александра за пределы России.
- Освобождение Берлина.
- Тройственный союз.
- Сражение на высотах Кацбахских.
- Бой при Кульме.
- Бой при Лейпциге.
- Освобождение Амстердама.
- Переход за Рейн.
- Сражение при Бриенне.
- Сражение при Арсис-Сюр-Об.
- Сражение при Фер-Шампенуазе.
- Покорение Парижа.
Российская Академия нашла сии рисунки искусно составленными и предприятие таковое полезным, как для сохранения в памяти толь знаменитейших происшествий так и для славы процветающих в России художеств; однако, дабы еще более в том удостовериться, рассудила пригласить в заседания свои господ Членов Академии Художеств и по рассмотрении вышеозначенных рисунков изъявили письменно мнение свое об оных в следующих выражениях: «мы нижеподписавшиеся, по приглашению Императорской Российской Академии, рассматривали изобретенные Графом Толстым для медалей и гравирования рисунки, которые в числе девятнадцати изображают знаменитейшие в 1812, 1813 и 1814 годах происшествия и по довольному рассмотрению оных и при некоторых замечаниях находим: «1-е, что таковой труд, яко памятник толь достославных и достопамятных времен, обращает на себя особое внимание, как Россиян, так и других народов. 2-е, что оный изобретателю своему, яко любителю отечества своего и усердному о славе оного ревнителю, приносит немалую честь и похвалу. 3-е, что собрание сих медалей и со стороны художества, по искусному сочинению, хорошему рисунку и красоте стиля как отличное произведение заслуживает всякое уважение и признательность к дарованию и талантам трудившегося над оным». Подлинное подписали: Чекалевский, Мартос, Щедрин, Прокофьев, Угрюмов, Тупылев, Иванов, Шебуев, Егоров, Демутов, Круг, Келлер.
По сем свидетельств и одобрении от Академии художеств, Российская Академия положила. 1-е, употребить на производство сих работ потребное по смете число денег, а именно двадцать тысяч рублей, из сумм Монаршего щедротою на одобрение Наук и Художеств назначенной. 2-е, между тем, как Граф Толстой резную работу сих медалей продолжать будет, рисунки оных награвировать и с пристойными к оным надписями и описаниями напечатать. 3-е, гравирование оных поручить известному в сем искусстве дарованиями своими господину Уткину. 4-е, Когда рисунки напечатаны будут, тогда в пользу трудящегося открыть подписку на оные купно с медалями, которые художник с неусыпным рачением одну за другой производить не применет.
Наконец Академия рассудила в начале собрания сих девятнадцати рисунков и медалей, изображающих столь славные и знаменитые деяния, поставить прежде изваянную тем же художником медаль, представляющую Родомысла девятагонадесять века; ибо что поистине может быть приличнее и справедливее, как делателю стоять при делах своих?
Таким образом, Академия, утвердив 19 рисунков медалей, признала необходимым один общий для всех них аверс с изображением Императора Александра I. С этого аверса и начинается в книге описание рисунков медалей, что сделаем и мы, перепечатывая и далее полный текст этой книги.