№ 19. Покорение Парижа, с надписью:
Пожар Москвы потухает в стенах Парижа.
ОПИСАНИЕ СЛУЧАЯ.
Марта 18 числа союзные войска приближаются к Парижу. Против них под предводительством Мармонта и Мортье выходят немалые силы. Брань возгорается под самыми стенами столицы. Окрестные высоты Монмартра и Бельвиля, защищаемые с упорностию, уступаются наконец силе и храбрости. Вершины и подошвы их устилаются бесчисленными трупами пораженных и рассеянных неприятелей. Российские орудия востекают на крутизны их, и уставя страшные жерла свои прямо на средину града готовы посыпать на него тысячи разрушающих перунов и смертей. Страх и смятение возникли в обиталище роскоши и гордости. На другой день, то есть 19 числа, день вечнопамятный для славы России, смирившаяся и устрашенная столица присылает посольство с ключами и просьбою о пощаде града и жителей. Александр Первый с победоносным воинством своим вступает в оный, проезжает в устройстве и порядке по великолепным его стогнам, сопровождаемый несметным множеством текущих за ним зрителей, кроткими его взорами ободренных и веселящихся. Вскоре вместо плача и рыдания повсюду раздаются радостные вопли и восклицания. Наполеон Бонапарте низвергается с престола. Народ провозглашает на оный законного Короля своего Людовика XVIII. Российские священнослужители посреди града при великом стечении почти всех Европейских Царей, Князей Вельмож, войск и народов, совершают, по обрядам Грекороссийской церкви благодарственное молебствие дарователю побед, всемогущему Богу. Умолкает война. Мир на суше и водах. Великодушие, забывая оскорбления свои, дарует смирившейся вражде пощаду и благоденствие.
ИЗОБРАЖЕНИЕ МЕДАЛИ.
Россиянин с копием в руке подносит падшей на колени пред ним Французской столице масличную ветвь. Усеянное вкруг нее мертвыми телами и сокрушенными оружиями поле являет бывшее пред тем жестокое сражение. Вместе же сии пожатые им лавры с оливою показывают, что колико гнев его страшен в брани, толико дух его кроток в победе.
А. Ш. *)
К этой книге приложен отдельный лист, видимо отпечатанный потом, в котором автор медальонов граф Ф. Толстой объясняет причину, побудившую его изменить некоторые рисунки.
Издавая в 1818 году гравированные рисунки с медалей, представляющих знаменитейшие воинские действия, происходившие в 1812, 1813 и 1814 годах, я имел между прочим в предмете: познакомить публику с теми произведениями, кои во свое время должны быть оной представлены, воспользоваться замечаниями особ, любящих художество, и умеющих судить такового рода творения. Событие оправдало предположение cиe. Одна высокая особа, удостоив внимательного рассмотрения рисунки мои с означенных медалей, изъявила мнение свое, что некоторые из оных хотя в расположении фигур и имеют разнообразие, но в выражении предметов некоторым образом одна к другой близки. Замечание cиe касалось до медалей, представляющих освобождение Берлина, освобождение Амстердама, сражение при Березине и битву при Лейпциге.
Сходство самых происшествий ввело меня точно в сию погрешность.
Ныне, в вырезанной медали: Освобождение Берлина, я изобразил оное таким образом:
Русской, приближася к столице Пруссии, в виде жены представленной, возложив на плечо ее руку и держа в другой опущенный меч, предлагает ей свою дружбу, между тем как другой снимает с ног ее расторженные уже оковы. Обращенная лицем к избавителю своему, столица Королевства Прусского принимает с веселием предложение для нее спасительное, и указуя на сердце свое, изъясняет сим чувства благодарности, ее одушевляющие.
Счастливым себя почту, если особа, мнение коей столь было для меня полезно, и другие истинные ценители произведений художественных найдут перемену cию в медали сделанную к лучшему; что же касается до медали: Битва при Лейпциге, то я и в оной не премину сделать некоторую отмену, к удовольствию просвещенных любителей изящного.
Действительно, сравнивая рисунки проекта с помещенными далее гравюрами с исполненных уже медальонов, по которым была вырезана и серия медалей на события Отечественной войны, мы видим, что изображения некоторых медалей, напр, на освобождение Берлина, не соответствует первоначальному проекту.
*) Эти буквы означают, вероятно, инициалы Президента Российской Императорской Академии Наук г. Шишкова.