Российская музейная энциклопедия
Музеи
России
Люди
музейного мира
Наука
о музее
Направления
музейной деятельности
История
музейного дела
Коллекционирование Указатели


КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ





ВИДЫ КОЛЛЕКЦИЙ


Коллекции фономатериалов и фотодокументов - систематизированные собрания предметов, на которых определенным способом зафиксированы различные звуковые процессы и визуальные образы, отражающие различные исторические события, факты науки, культуры и искусства.
Такие коллекции начинают формироваться с развитием соответствующих технических устройств в конце 19 в.: у частных коллекционеров, в музейных собраниях, на фирмах-производителях звуковых и видео-носителей. Первоначально Ф.к. имели исключительную ценность как документальные свидетельства событий, впоследствии приобрели значение как образцы техники. Среди частных коллекций распространены коллекции граммофонных пластинок, старых фотоаппаратов, дагерротипов. В музеях ценность имеет не только носитель информации, ныне уже не применяемый для воспроизводства (граммофоны, пластинки, дагерротипы), но и зафиксированный ими факт. Крупнейшие в России - фоно-коллекции Студии грамзаписи, Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки, Музея музыкального и театрального искусства в СПб, Архива кинофонофотодокументов в СПб, фотоколлекции - Исторического музея, Литературного музея, Музея архитектуры им. А.В. Щусева, Центрального архива кинофотодокументов в Красногорске.
В настоящее время музеи при формировании Ф.к. широко используют целенаправленную фиксацию событий, воспоминаний, выступлений на звуковые и видео-носители, создавая т.о. базу документальных источников; запись приобретает значение подлинного музейного предмета. В музеях естественнонаучного профиля записи имеют значение вспомогательного материала (аудио-записи голосов зверей и птиц, фотофиксация природных процессов). Соответственно, предметы из фоно- и фото-коллекций могут быть как основными предметами экспозиционных комплексов, так и выступать в роли научно-вспомогательного материала. Особую ценность имеют монографические аудио-коллекции (например, коллекция записей Ф.И. Шаляпина в Театральном Музее им. А.А. Бахрушина), личные архивы фотографов (фонд А.О. Карелина в Нижегородском краеведческом музее).


Литература:
Николенко В.П., Михайлова Г.Г. Фотоматериалы и их значение для музейных фондов // Актуальные проблемы фондовой работы. М., 1979;
Магидов В.М. Классификация кинофотофонодокументов и проблема их фондирования // Классификация, комплектование и экспертиза ценности документов в советском архивоведении. М., 1989.


 
Copyright © 2002 Сектор Российской музейной энциклопедии
при участии Сети Культурного Наследия
дизайн и программирование ЗАО "Интернет"