МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина. «С небесной книги список дан…»

c 23 мая по 27 июляМосква
Государственный музей-заповедник» «Остафьево» - «Русский Парнас», Духовное управление мусульман Российской Федерации, Центр искусства каллиграфии «От Аза до Ижицы», Библиотека-читальня им. А.С. Пушкина представляют выставку, приуроченную к 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина и 200-летию создания его лирического цикла «Подражания Корану».

В период бурного интереса Запада к Востоку Александра Сергеевича увлекли религиозные мотивы ислама. Пушкин познакомился с Кораном в 1824 году, оказавшись в ссылке в селе Михайловское. До этого он совершил долгое путешествие по южным границам империи, был на Кавказе, в Бессарабии и в Крыму, где соприкоснулся с культурой и традициями мусульман. Священная книга Востока произвела на него глубокое впечатление и дала толчок к творчеству. Он пишет лирический цикл «Подражания Корану». В.Г. Белинский, отмечая удивительную способность поэта легко и свободно переноситься в самые противоположные сферы жизни, называет «Подражания Корану» «блестящим алмазом в поэтическом венце Пушкина».

В название выставки вынесена строчка из третьей части, где возвеличивается сила слова, сила убеждения. И это не случайно, поскольку в цикле не только происходит размышление о собственных религиозных чувствах, но и ставятся важные вопросы о цели творчества и назначении поэта.

Выставка представляет собой синтез музейной, библиотечной и каллиграфической интерпретации текста Пушкина. Предварительно знатоки и ценители канонов ислама поделили произведение Пушкина на 33 части, над которыми работали 11 каллиграфов. Таким образом, каждый из художников выполнил по три произведения, в целом создав 33 художественные композиции.

Формат каллиграфического листа и использование бумаги ручной работы эбру; Способ начертания букв - английский курсив, который соответствует духу эпохи и лёгкости пушкинской поэзии. Каллиграфы познакомились с историческими рукописными курсивами конца XIX-начала ХХ веков, найденными в фондах Российской национальной библиотеки. Некоторые из них легли в основу курсивов, которыми писались строки поэта в каллиграфических листах.

Все работы имеют объёмные структуры, элементы и слои, создающие многомерность, созвучную глубине текста Пушкина, вдохновлённого Кораном. Мастерам каллиграфии было важно соблюсти эти условия, чтобы показать принцип единства при сохранении самобытного стиля каждого художника в широком смысле слова.

Фонды «Библиотеки-читальни им. А.С. Пушкина», первым директором которой была старшая дочь поэта Мария Александровна Гартунг-Пушкина (1832-1919), представлены на выставке редкими изданиями, датированными XIX-ХХ веками, а также изданиями, которые содержат размышления, вызванные лирическим циклом поэта и его творчеством в целом.

Усадьба Остафьево - одно из наиболее примечательных пушкинских мест. Великий русский поэт приезжал сюда в гости к самому знаменитому её владельцу - князю Петру Андреевичу Вяземскому, поэту и литературному критику. Вяземский и Пушкин (тогда еще лицеист) познакомились весной 1816 года в Царском Селе. Первая же встреча выявила общность их литературных вкусов и положила начало творческой дружбе, длившейся до трагической кончины Пушкина.

Трижды Пушкин приезжал в Остафьево, которое для него, как и для других его современников, было, прежде всего, «святилищем русской истории».

Значительное место в остафьевском собрании принадлежало памятникам Востока. Князь Петр Андреевич Вяземский с супругой совершил путешествие на Восток в 1849-1850 гг., его сын Павел Петрович Вяземский служил дипломатом в русской миссии в Константинополе в 1846-1850 гг. Во время пребывания в Турции он заинтересовался коллекционированием исламского искусства - рукописей с арабской каллиграфией.

Поэт был у князей Вяземских желанным гостем. День, проведенный Пушкиным в Остафьеве, был для Петра Андреевича «праздничным днем».

Выставка «С небесной книги список дан...» отражает Божественную природу творчества Пушкина, открывая мир земной красоты и нравственной истины, показывая единство мира, общее для всего человечества.

Куратор выставки: Альфия Рахматулина, заслуженный работник культуры Республики Татарстан.

Даты проведения: 23 мая - 27 июля 2025 г.

www.museum.ru/N87004
Ваше мнение »»

»»Государственный музей-заповедник «Остафьево» - «Русский Парнас»
Адрес:город Москва, п. Рязановское, с. Остафьево
Проезд:См. здесь
Телефоны:(495) 123-30-32, 849-09-64
URL:ostafyevomuseum.ru/
EMail:parnas@ostafyevomuseum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: литературные, выставки


 
новости и события: 31.05.2025
 x    ?  

Конференция «Изучение творчества М.А. Шолохова на современном этапе: проблемы, концепции, подходы»

Историко-просветительская конференция "Актуальность Суворовского наследия в Год защитника Отечества"

Конференция АДИТ-2025: Красноярск - Енисейск

Конференция «Древнерусская монументальная живопись: изучение, реставрация, сохранение» в Музее архитектуры

Итоги первого тура Эрарта Премии - 2025

IX ежегодный форум молодых исследователей искусства и культуры "Научная весна"

Ассоциации-2025 в Царском Селе

Научная конференция "Музей и коллекции" в Музее истории Санкт-Петербурга

Музей-заповедник «Царское Село»: конференция по сохранению и использованию исторического наследия

Научный симпозиум "Наив и аутсайдер арт в современном мире" в Екатеринбурге

Снимай науку с Политехническим! Конкурс научных фото- и видеоработ

XXIII конференция «Векторы-25» в Еврейском музее и центре толерантности

Семинар «Культурные ценности. Вопросы создания и развития детских музейных центров» в С.-Петербурге

Фотоконкурс «О Китае, далёком и близком» в Дарвиновском музее

Международный фестиваль «Интермузей-2025»

Конференция "Инклюзия в музее. Экскурсионные проекты для незрячих и слабовидящих посетителей"

Научные чтения имени академика И.Ю. Крачковского: Наследие, коллекции, исследования

XXIII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Программа XXIII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма"

Конференция к 220-летию Отдела рукописей Российской национальной библиотеки

VIII Межмузейно-вузовский фестиваль "В музей - сегодня, в науку - завтра!" в С.-Петербурге

Музейные диалоги. Всероссийская конференция "Как музеям подружиться с детьми и подростками"

Круглый стол "Императрица Мария Александровна. Вехи биографии" в Михайловском замке в Санкт-Петербурге

VIII Международная научная конференция «Остров Сахалин» А.П. Чехова в ХXI веке»

III международная конференция "На перекрестке культур: евреи Центральной Азии и Кавказа"

XXV межрегиональная конференция "История и современность Среднего Поволжья" в Ульяновске

XVI Красноярская музейная биеннале «Принцип надежды»

Программа повышения квалификации от ГМИРЛИ имени В.И. Даля

Международная научная конференция «Любовь Попова. Контекст времени»

Чеховские чтения в Ялте - 2025

Онлайн-курс для музейных сотрудников: современные подходы к экспозиционно-выставочной деятельности

Конференция «Музей в культурном пространстве исторического города» в Угличе

XI Всероссийская научно-фондовая конференция в Государственном музее Л.Н. Толстого

IX Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция "Достоверность, актуальность, доступность: как показывать науку в научном музее"

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru