|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Марк Антокольский. Скульптура из собрания Музея имени М.А. Врубеля
В день 100-летия Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля – 21 декабря 2024 года – начнет работу необычный и долгожданный проект – персональная выставка Марка Матвеевича Антокольского (1842–1902), выдающегося русского скульптора, первого из отечественных мастеров, кто добился общеевропейского признания. Не будет преувеличением сказать, что этот проект – результат работы, длившейся целый век. На протяжении многих десятилетий сотрудники омского музея сделали большое количество открытий, возвращая имена авторов и изображенных персон, выясняя историю создания и бытования произведений. Три предмета попали в собрание музея стараниями его основателя Фёдора Васильевича Мелёхина. Скульптуру «Нестор Летописец» (после 1893) омский зритель знает очень хорошо, она не покидает постоянной экспозиции. В 2020 году в результате настойчивого поиска и удачи старшим научным сотрудником, хранителем фонды скульптуры Евгением Груздовым было определено, что в фондах, помимо «Нестора», хранятся еще два произведения Марка Антокольского – бюст Лидии Самуиловны Поляковой (1877–1878) и барельеф «Безвозвратная потеря» (1876). Как выяснилось, бюст дочери купца Самуила Соломоновича Полякова, как и прочие из этой серии заказных работ, был исполнен в двух материалах, мраморный вариант оказался в Вильнюсе, бронзовый – в Омске. «Безвозвратная потеря» – посмертный портрет Льва Антокольского, сына скульптора – уникальное произведение, это одновременно и большая творческая удача скульптора, и глубоко личное переживание для автора. С его атрибуцией началась новая страница бытования еще одного музейного предмета – исторической рамы барельефа: реставратор по дереву Екатерина Беккель вернула ей экспозиционный вид. В 2021 году в выставочном проекте «Право на правду. К 150-летию Товарищества передвижных художественных выставок» экспонировались эти работы большого мастера, а специалисты, изучающие творчество скульптора, были рады узнать, что произведения сохранились и их снова можно видеть и изучать. В декабре 2022 года Музею имени М.А. Врубеля поступило предложение от самарского коллекционера русского искусства Валерия Лотина приобрести еще одну работу Марка Антокольского – уменьшенную бронзовую статую «Христос перед судом народа» (1879?). Этот экземпляр в конце XIX века был подарен купцом Козьмой Солдатёнковым семье Комовых-Всеволжских. В 2001 году один из потомков прежних владельцев Сергей Комов продал скульптуру коллекционеру из Самары. Это, без преувеличения, произведение мирового значения. Не считая трех полноразмерных оригинальных статуй из гипса, бронзы и мрамора, подобных изготовленных во Франции под авторским надзором редукций известно не много. И теперь эти четыре предмета позволили куратору выставки Евгению Груздову рассказать о биографии Марка Антокольского, об основных направлениях его творчества, об истории создания произведений и истории бытования предметов. Зрителя ждет не только встреча с шедеврами пластического искусства, но и своеобразный отчет музейщиков о проделанной работе, ценители искусства сами дадут ответ на вопрос: четыре предмета – это много или мало? Куратор – Евгений Владимирович Груздов, старший научный сотрудник, хранитель фонда скульптуры 21 декабря – 18 мая, Врубелевский корпус. www.museum.ru/N86214 Ваше мнение »»
Смотрите также: · афишу: музея, города, региона · актуальные: художественные, выставки |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru |