|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Образы Востока в советском и современном фарфоре. Из цикла «Поднесение к Рождеству»
26 декабря 2024 года в Арапском зале Зимнего дворца начинает работу выставка «Образы Востока в советском и современном фарфоре» из цикла «Поднесение к Рождеству». Экспозиция организована Государственным Эрмитажем при участии АО «Императорский фарфоровый завод» и Государственного Русского музея. «Восточная тема в петербургском фарфоре блестяще соединила три тенденции – общеевропейский «ориентализм», утонченный экзотизм "Мира искусства" и "положительную деколонизацию" советской эпохи. Получилось нечто уникальное», – отмечает директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский. Само искусство фарфора генетически связано с Востоком: этот вид керамики появился в Китае на рубеже VII и VIII веков. В процессе поиска собственного художественного языка и его последующего обновления европейский и русский фарфор вдохновлялся искусством восточных стран, используя его мотивы и техники декорирования. Экспозиция включает около 120 произведений, объединённых темой Востока, одной из знаковых для фарфора XX века. Среди них скульптура «Афганская женщина, сбрасывающая чадру» (1929) Е.Р. Трипольской, сервиз «Восток поднимается» (1930) М.Н. Моха, сервиз «Восток СССР» (1936) Л.К. Блак, скульптурная группа «Рустем» (1937) Р.Н. Николаевой, предметы с росписями по мотивам армянского искусства М.Н. Моха, тарелки из серии «Бухара» (1989) Г.Д. Шуляк. Дополняют выставку работы современных художников-фарфористов и редкие издания из библиотеки Государственного Эрмитажа. В ранний период развития советского фарфорового искусства обращение к образам Востока стало закономерным продолжением художественных традиций «Мира искусства» и эстетики Русских сезонов, способствовавших распространению моды на восточную экзотику в Европе и России. Культура Востока получила яркое воплощение в советском фарфоре 1920–1980-х годов в росписи сервизов, блюд, ваз, пластике. Художники и скульпторы Ленинградского фарфорового завода имени М.В. Ломоносова обращались к темам сельского труда и ремёсел, культуры и быта восточных народов, освобождения от колониализма и патриархальных традиций. Литературному наследию Востока были посвящены изделия, изготовленные к юбилеям Абу-л-Касима Фирдоуси, Шота Руставели, Алишера Навои, эпоса «Давид Сасунский» и других. Большинство мастеров фарфора, произведения которых представлены на выставке, были непосредственно знакомы с повседневной жизнью, культурой и искусством Востока: многие из них бывали в Крыму, на Кавказе, в Центральной Азии и зарубежных странах (Иране, Египте, Сирии, Палестине). Одни были оттуда родом (Т.О. Давтян, О.М. Мануйлова) или прожили там несколько лет (Р.Р. О'Коннель-Михайловская, А.В. Щекотихина-Потоцкая), другие совершили туристические поездки (А.В. Воробьевский, И.И. Ризнич, Т.Н. Безпалова-Михалёва) или оказались в эвакуации в годы Великой Отечественной войны (М.Н. Мох, Л.К. Блак, А.М. Ефимова). Эрмитаж, обладающий богатейшими коллекциями восточного искусства, стал неиссякаемым источником знаний о культурном наследии Востока для многих мастеров. В наши дни Восток продолжает вдохновлять художников-фарфористов на создание репрезентативных авторских композиций. Выставка подготовлена Отделом «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа под руководством заведующей отделом Анны Владимировны Ивановой. К выставке выпущен научный иллюстрированный каталог «Образы Востока в советском и современном фарфоре» (Издательство Государственного Эрмитажа, 2024). Автор концепции и составитель каталога – Ида Александровна Шик, кандидат искусствоведения. Выставку в Арапском зале (№155) можно посетить с 26 декабря 2024 года по 30 марта 2025 года по входному билету в Главный музейный комплекс. www.museum.ru/N86163 Ваше мнение »»
Смотрите также: · афишу: музея, · актуальные: художественные, выставки |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru |