МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Свободная стихия. Пушкин и море

c 7 сентября по 8 ноября 2023Псковская область
В Пушкинском Заповеднике открылась выставка из собрания Калининградского музея изобразительных искусств и собственных фондов «Пушкин и море».

Море – один из главных образов в поэзии русского романтизма: это и видимое воплощение одной из четырех космических стихий, постоянно находящихся во взаимодействии (воздуха, воды, земли и огня); и символ безграничной свободы внутренней жизни человека, проявлений его духа; и аллегория самой жизни – непостоянного, бесконечного, полного красоты и опасностей бытия.

Все эти смыслы включает море в изображении А.С. Пушкина. Прежде всего оно предстает образом совершенной, величественной красоты, причем в любом состоянии: «Прощай же, море! Не забуду // Твоей торжественной красы…», «Прекрасно море в бурной мгле // И небо в блесках без лазури…». Поэтический образ моря соединяет в себе традиционные описательные мотивы: объектами описания становятся берег, волны, небо, скалы, утлые челны и величественные корабли («громада двинулась и разрезает волны»); само пустое, притягивающее взгляд пространство с всё время отодвигающейся, манящей и недостижимой линией горизонта.

Но образ моря у Пушкина гораздо сложнее. Он несет в себе архетипические, «докультурные», построенные, по словам В.Н. Топорова, на «психофизиологическом субстрате человека» смыслы, находившие в метафизике поэта опору в неоплатонизме и стоическом учении (философию античности он знал достаточно глубоко). И все эти смыслы соединяются в лирике и особенно в романе в стихах «Евгений Онегин» и цикле «Маленькие трагедии» с автобиографическими чертами: постоянными раздумьями о предназначении поэта; горестными сетованиями на двойственность и греховность человека (прежде всего – себя самого); «охотой к перемещению мест», мечтой о счастье, о разделенной любви – и страстным желанием «заглянуть в бездну»:

Есть упоение в бою,/ И бездны мрачной на краю,/ И в разъяренном океане,/ Средь грозных волн и бурной тьмы,/ И в аравийском урагане,/ И в дуновении Чумы.

Для выставки «Пушкин и море», на которой представлены графические и живописные произведения из собрания Калининградского музея изобразительных искусств, экспозиционеры подобрали сходные с пушкинскими образы «свободной стихии». Здесь можно увидеть и те моря, на берегу которых поэт «некогда гулял» – Черное, Балтийское., Азовское – и северные, которые мечтал посетить.

Встречи Пушкина с морем были немногочисленными, но впечатление, оставленное ими, оказалось непреходящим. Путешествуя по Крыму с семьей Раевских в 1820 году, за несколько недель поэт побывал на побережье Черного моря – в Керчи, Феодосии, Гурзуфе, Бахчисарае, Симферополе, а обратный путь из Тамани в Керчь прошёл через пролив, на юге выходящий в море. После окончания Лицея, живя в Санкт-Петербурге, Пушкин видел Финский залив Балтийского моря. В начале лета 1820 г., по пути из Екатеринослава в Таганрог, специально сделал крюк, чтобы поглядеть на Азовское море в районе Мариуполя. Наконец, он всегда старался посетить выставки, на которых представлены были морские пейзажи – на одной из таких выставок в 1836 году в Петербурге произошло знакомство поэта с юным художником-маринистом Иваном Айвазовским.

Образ Балтийского моря посетитель увидит глазами калининградских художников Олега Пьянова, Адольфа Шевченко, соединившего в своем творчестве принципы московской школы и знаменитой колонии художников-«шестидесятников» Сенеж с богатыми традициями литовской графики, известных прибалтийских мастеров – рижанина Николая Петрашкевича и литовского пейзажиста Порутиса Костовича (Косто). Элегические виды Балтики в межсезонье, дюны заповедной Куршской косы, суровый труд портовиков и рыбаков, лирические пасторали приморских деревень – основные темы их работ.

Валерий Раткин – коренной москвич, художник с академическим образованием. Однако ему довелось долгие годы работать преподавателем рисунка в средней общеобразовательной школе г. Красноярска-26. Там он, ища подход к детям из стойбищ, увлекся изучением традиционного искусства народов Севера и того явления, которое называют «северным расцветом» – необычайно быстро возникшей и достигшей совершенства национальной школой графики. Художник писал, что его привлекла необычайная изысканность и «минорная песенность» выраженного в этой школе мироощущения: так, у нанайцев слова «плакать» и «петь» – синонимы, в ритуальных обрядах шаманы говорят о своих действиях посредством распространенного параллелизма: «я пел, я плакал». От тесной связи с ощущением природы, песенным фольклором и характерные особенности северных графических циклов: ритмические повторы, орнаментальность, изысканная отчетливость линии и штриха, тональное соотношение локальных цветов – черного, как вода в проруби и крыло ворона; белого, как снег; красного, как огонь; синего, как небо в полярный день. Ярким представителем «северного расцвета» является Юрий Панюшев. Одним из первых он творчески претворял в графике архаические приемы, ища художественный язык, соприродный «северному содержанию».

Камчатский цикл видного представителя Казанской школы Геннадия Скворцова – прекрасный пример графики, тяготеющей к живописи. Скворцов – один из немногих мастеров гравюры, работавших в сложной технике цветного офорта и добивавшихся в ней живописных решений. Его стиль прекрасно соответствует пленившей мастера природа Дальнего Востока, где, по словам Скворцова, «какая-то тоновая естественность во всем... словно бы идешь не по земле, а по киновари, умбре, охре...»

Графика Сергей Тюканова – без преувеличения явление мировое. Работавший в Калининграде и Чикаго, этот мастер в своем творчестве создает сюрреалистические и архаические мотивы, сплавляя в своем тигле алхимика немецкое Средневековье и итальянский Ренессанс со славянским фольклором, опираясь на городские легенды, исторические анекдоты и мифы со всего мира. Невероятная фантазия одухотворяет эти образы, а предельная детализация форм заставляет поверить в их реальность. Фантастические рыбы, созданные Тюкановым, имеют свою классификацию и псевдолатинские названия.

Выставка «Пушкин и море» – это, своего рода, «вольные мысли», прихотливые фантазии на тему несостоявшегося путешествия поэта по четырем сторонам света, по всем морям, омывающим берега нашей родины.

***

7 сентября – 8 ноября 2023 года

Научно-культурный центр (Пушкинские Горы, бульвар им. С. С. Гейченко, д. 1)

Среда – воскресенье: с 09.00 до 17.00. Выходные: понедельник, вторник.

Билеты: взрослые – 20 руб., дети до 14 лет – 10 руб.

www.museum.ru/N83413
Ваше мнение »»

»»Музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское" (Пушкинский Заповедник)
Адрес:Псковская область, Пушкиногорский район, с. Михайловское
Проезд:См. здесь
Телефоны:(81146) 2-1762, 2-2319, экс.бюро 2-2321, 2-2609
URL:pushkinland.ru/
EMail:pgmuseum@yandex.ru, bilet1911@yandex.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, , региона
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 11.05.2025
 x    ?  

Конференция «Древнерусская монументальная живопись: изучение, реставрация, сохранение» в Музее архитектуры

Итоги первого тура Эрарта Премии - 2025

IX ежегодный форум молодых исследователей искусства и культуры "Научная весна"

Ассоциации-2025 в Царском Селе

Научная конференция "Музей и коллекции" в Музее истории Санкт-Петербурга

Музей-заповедник «Царское Село»: конференция по сохранению и использованию исторического наследия

Научный симпозиум "Наив и аутсайдер арт в современном мире" в Екатеринбурге

Снимай науку с Политехническим! Конкурс научных фото- и видеоработ

XXIII конференция «Векторы-25» в Еврейском музее и центре толерантности

Семинар «Культурные ценности. Вопросы создания и развития детских музейных центров» в С.-Петербурге

Фотоконкурс «О Китае, далёком и близком» в Дарвиновском музее

Министерство культуры России объявило даты фестиваля «Интермузей-2025»

Конференция "Инклюзия в музее. Экскурсионные проекты для незрячих и слабовидящих посетителей"

Научные чтения имени академика И.Ю. Крачковского: Наследие, коллекции, исследования

Конференция АДИТ-2025: Красноярск - Енисейск

XXIII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Программа XXIII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма"

Конференция к 220-летию Отдела рукописей Российской национальной библиотеки

VIII Межмузейно-вузовский фестиваль "В музей - сегодня, в науку - завтра!" в С.-Петербурге

Музейные диалоги. Всероссийская конференция "Как музеям подружиться с детьми и подростками"

Круглый стол "Императрица Мария Александровна. Вехи биографии" в Михайловском замке в Санкт-Петербурге

VIII Международная научная конференция «Остров Сахалин» А.П. Чехова в ХXI веке»

III международная конференция "На перекрестке культур: евреи Центральной Азии и Кавказа"

XXV межрегиональная конференция "История и современность Среднего Поволжья" в Ульяновске

XVI Красноярская музейная биеннале «Принцип надежды»

Программа повышения квалификации от ГМИРЛИ имени В.И. Даля

Международная научная конференция «Любовь Попова. Контекст времени»

Чеховские чтения в Ялте - 2025

Онлайн-курс для музейных сотрудников: современные подходы к экспозиционно-выставочной деятельности

Конференция «Музей в культурном пространстве исторического города» в Угличе

XI Всероссийская научно-фондовая конференция в Государственном музее Л.Н. Толстого

IX Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция "Достоверность, актуальность, доступность: как показывать науку в научном музее"

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru