МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Портрет Г.Р. Державина из Иркутска в Санкт-Петербурге

c 20 апреля по 3 июля 2023Санкт-Петербург
20 апреля в Садовом вестибюле Михайловского дворца откроется выставка "Портрет Г.Р. Державина из Иркутска в Санкт-Петербурге". Экспозиция познакомит зрителей с одним из ярких примеров многолетнего научного исследования произведений искусства в Русском музее, давшим возможность по-новому взглянуть на историю картины и уточнить ее авторство.

Наряду с портретом Державина из собрания Иркутского областного художественного музея, на выставке можно увидеть принадлежащие Русскому музею эскиз портрета Державина Алексея Егорова и гравюру Федора Иордана с портрета Державина кисти Сальватора Тончи. Представленные в экспозиции графические материалы и подробные аннотации позволят получить представление об истории атрибуции иркутского портрета, которая началась в Русском музее еще в 1980-е годы.

Визитной карточкой Иркутского художественного музея является впечатляющих размеров (274 х 179 см) портрет Гавриила Романовича Державина. На этикетке обозначено имя автора Сальватора Тончи (1756-1844), итальянского художника, долгие годы работавшего в России. Бытует легенда, что сибирский купец Михаил Сибиряков (1744-1814) в знак почитания отправил Державину в Петербург соболью шубу и шапку из бобрового меха. Поэт якобы заказал художнику Тончи два одинаковых портрета в этих шубе и шапке, один из которых остался у самого Державина и ныне находится в Третьяковской галерее, а другой был отправлен Сибирякову и потом оказался в Иркутске.

Согласно свидетельствам очевидцев, в первой четверти XIX века иркутский портрет выглядел не так, как теперь: фигуру поэта на картине венчал Гений, впоследствии затертый, а на фоне не было вида Иркутска на берегу Ангары, позднее написанного сосланным в Сибирь польским художником Станиславом Вронским. Более того, никто из сообщавших о портрете в то время не называл его автором Тончи.

Портрет, поступивший в Иркутский художественный музей в очень плохом состоянии, в середине ХХ века был отправлен для реставрации в Москву. Размерами, позой и одеждой изображенного поэта он был очень близок портрету кисти Тончи. Сохранив на полотне вид Иркутска, в остальном реставраторы ориентировались именно на произведение из ГТГ. В Сибирь портрет вернулся уже атрибутированным как авторское повторение картины Тончи, хотя никаких документальных подтверждений существования такой копии не было.

В собрании Русского музея хранится рисунок Алексея Егорова (1776-1851) - эскиз портрета Державина. Поэт изображен в той же позе, что и у Тончи, - сидящим, в шубе и шапке. Над его головой - фигура Гения с трубой, а за пределами рамы имеется надпись "Николай Васильевич Семивский". Изучение этого эскиза и его возможной связи с портретом Державина из Иркутского художественного музея началось в Русском музее еще в 1980-е.

Николай Семивский (1767-1816) служил в Петербурге под началом Державина, позднее был вице-губернатором казенной экспедиции Иркутской губернии. В свое время он даже обращался к Державину в стихах, выражая надежду, что он "воскрылясь Орлом, в священном быв жару / Возмог перелететь с Невы на Ангару…".

Таким образом, Семивский, связанный с Иркутском, знавший и почитавший Державина, мог быть посредником между Егоровым и Сибиряковым при создании портрета, на котором Державин "перелетал" с Невы на Ангару. Видимо, портрет был создан между весной 1807-го, когда Егоров вернулся из Италии, и осенью 1809-го, когда Семивский уволился со службы в Иркутске.

Это предположение, сделанное в Русском музее еще в конце 1980-х, получило подтверждение лишь в 2023-м, когда картина была исследована непосредственно в ГРМ. В его технико-технологической лаборатории под верхним слоем живописи были обнаружены голова Гения и протянутая рука, совпадающие с изображением на эскизе Егорова. Сравнение этого фрагмента с другими произведениями Егорова позволяет говорить об одной манере письма.

Таким образом, портрет Державина из Иркутска обрел имя автора - Алексей Егоров. Именно он исполнил его первоначальный вариант, записанный в 1870-е Вронским, который ориентировался на гравюру Федора Иордана с портрета Державина кисти Тончи.

Выставка станет частью культурной программы XI Петербургского Международного Юридического Форума 11-13 мая и XXVI Петербургского Международного Экономического форума 14-17 июня и продлится до 3 июля.

www.museum.ru/N82387
Ваше мнение »»

»»Русский музей
Адрес:город Санкт-Петербург, Инженерная ул., д. 4
Проезд:Cт. м. "Невский проспект", "Гостиный двор"
Телефоны:(812) 314-8368, 595-4248, 314-3448
URL:www.rusmuseum.ru
EMail:info@rusmuseum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 19.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru