МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Портрет Г.Р. Державина из Иркутска в Санкт-Петербурге

c 20 апреля по 3 июля 2023Санкт-Петербург
20 апреля в Садовом вестибюле Михайловского дворца откроется выставка "Портрет Г.Р. Державина из Иркутска в Санкт-Петербурге". Экспозиция познакомит зрителей с одним из ярких примеров многолетнего научного исследования произведений искусства в Русском музее, давшим возможность по-новому взглянуть на историю картины и уточнить ее авторство.

Наряду с портретом Державина из собрания Иркутского областного художественного музея, на выставке можно увидеть принадлежащие Русскому музею эскиз портрета Державина Алексея Егорова и гравюру Федора Иордана с портрета Державина кисти Сальватора Тончи. Представленные в экспозиции графические материалы и подробные аннотации позволят получить представление об истории атрибуции иркутского портрета, которая началась в Русском музее еще в 1980-е годы.

Визитной карточкой Иркутского художественного музея является впечатляющих размеров (274 х 179 см) портрет Гавриила Романовича Державина. На этикетке обозначено имя автора Сальватора Тончи (1756-1844), итальянского художника, долгие годы работавшего в России. Бытует легенда, что сибирский купец Михаил Сибиряков (1744-1814) в знак почитания отправил Державину в Петербург соболью шубу и шапку из бобрового меха. Поэт якобы заказал художнику Тончи два одинаковых портрета в этих шубе и шапке, один из которых остался у самого Державина и ныне находится в Третьяковской галерее, а другой был отправлен Сибирякову и потом оказался в Иркутске.

Согласно свидетельствам очевидцев, в первой четверти XIX века иркутский портрет выглядел не так, как теперь: фигуру поэта на картине венчал Гений, впоследствии затертый, а на фоне не было вида Иркутска на берегу Ангары, позднее написанного сосланным в Сибирь польским художником Станиславом Вронским. Более того, никто из сообщавших о портрете в то время не называл его автором Тончи.

Портрет, поступивший в Иркутский художественный музей в очень плохом состоянии, в середине ХХ века был отправлен для реставрации в Москву. Размерами, позой и одеждой изображенного поэта он был очень близок портрету кисти Тончи. Сохранив на полотне вид Иркутска, в остальном реставраторы ориентировались именно на произведение из ГТГ. В Сибирь портрет вернулся уже атрибутированным как авторское повторение картины Тончи, хотя никаких документальных подтверждений существования такой копии не было.

В собрании Русского музея хранится рисунок Алексея Егорова (1776-1851) - эскиз портрета Державина. Поэт изображен в той же позе, что и у Тончи, - сидящим, в шубе и шапке. Над его головой - фигура Гения с трубой, а за пределами рамы имеется надпись "Николай Васильевич Семивский". Изучение этого эскиза и его возможной связи с портретом Державина из Иркутского художественного музея началось в Русском музее еще в 1980-е.

Николай Семивский (1767-1816) служил в Петербурге под началом Державина, позднее был вице-губернатором казенной экспедиции Иркутской губернии. В свое время он даже обращался к Державину в стихах, выражая надежду, что он "воскрылясь Орлом, в священном быв жару / Возмог перелететь с Невы на Ангару…".

Таким образом, Семивский, связанный с Иркутском, знавший и почитавший Державина, мог быть посредником между Егоровым и Сибиряковым при создании портрета, на котором Державин "перелетал" с Невы на Ангару. Видимо, портрет был создан между весной 1807-го, когда Егоров вернулся из Италии, и осенью 1809-го, когда Семивский уволился со службы в Иркутске.

Это предположение, сделанное в Русском музее еще в конце 1980-х, получило подтверждение лишь в 2023-м, когда картина была исследована непосредственно в ГРМ. В его технико-технологической лаборатории под верхним слоем живописи были обнаружены голова Гения и протянутая рука, совпадающие с изображением на эскизе Егорова. Сравнение этого фрагмента с другими произведениями Егорова позволяет говорить об одной манере письма.

Таким образом, портрет Державина из Иркутска обрел имя автора - Алексей Егоров. Именно он исполнил его первоначальный вариант, записанный в 1870-е Вронским, который ориентировался на гравюру Федора Иордана с портрета Державина кисти Тончи.

Выставка станет частью культурной программы XI Петербургского Международного Юридического Форума 11-13 мая и XXVI Петербургского Международного Экономического форума 14-17 июня и продлится до 3 июля.

www.museum.ru/N82387
Ваше мнение »»

»»Русский музей
Адрес:город Санкт-Петербург, Инженерная ул., д. 4
Проезд:Cт. м. "Невский проспект", "Гостиный двор"
Телефоны:(812) 314-8368, 595-4248, 314-3448
URL:www.rusmuseum.ru
EMail:info@rusmuseum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 12.05.2025
 x    ?  

Конференция «Древнерусская монументальная живопись: изучение, реставрация, сохранение» в Музее архитектуры

Итоги первого тура Эрарта Премии - 2025

IX ежегодный форум молодых исследователей искусства и культуры "Научная весна"

Ассоциации-2025 в Царском Селе

Научная конференция "Музей и коллекции" в Музее истории Санкт-Петербурга

Музей-заповедник «Царское Село»: конференция по сохранению и использованию исторического наследия

Научный симпозиум "Наив и аутсайдер арт в современном мире" в Екатеринбурге

Снимай науку с Политехническим! Конкурс научных фото- и видеоработ

XXIII конференция «Векторы-25» в Еврейском музее и центре толерантности

Семинар «Культурные ценности. Вопросы создания и развития детских музейных центров» в С.-Петербурге

Фотоконкурс «О Китае, далёком и близком» в Дарвиновском музее

Министерство культуры России объявило даты фестиваля «Интермузей-2025»

Конференция "Инклюзия в музее. Экскурсионные проекты для незрячих и слабовидящих посетителей"

Научные чтения имени академика И.Ю. Крачковского: Наследие, коллекции, исследования

Конференция АДИТ-2025: Красноярск - Енисейск

XXIII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Программа XXIII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма"

Конференция к 220-летию Отдела рукописей Российской национальной библиотеки

VIII Межмузейно-вузовский фестиваль "В музей - сегодня, в науку - завтра!" в С.-Петербурге

Музейные диалоги. Всероссийская конференция "Как музеям подружиться с детьми и подростками"

Круглый стол "Императрица Мария Александровна. Вехи биографии" в Михайловском замке в Санкт-Петербурге

VIII Международная научная конференция «Остров Сахалин» А.П. Чехова в ХXI веке»

III международная конференция "На перекрестке культур: евреи Центральной Азии и Кавказа"

XXV межрегиональная конференция "История и современность Среднего Поволжья" в Ульяновске

XVI Красноярская музейная биеннале «Принцип надежды»

Программа повышения квалификации от ГМИРЛИ имени В.И. Даля

Международная научная конференция «Любовь Попова. Контекст времени»

Чеховские чтения в Ялте - 2025

Онлайн-курс для музейных сотрудников: современные подходы к экспозиционно-выставочной деятельности

Конференция «Музей в культурном пространстве исторического города» в Угличе

XI Всероссийская научно-фондовая конференция в Государственном музее Л.Н. Толстого

IX Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция "Достоверность, актуальность, доступность: как показывать науку в научном музее"

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru