МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка "Жизнь и чудо. Иконы XIV - XIX веков из частного собрания" в Третьяковской галерее

c 28 апреля по 13 августа 2023Москва
28 апреля в Инженерном корпусе Третьяковской галереи открывается для посетителей выставка "Жизнь и чудо. Иконы XIV - XIX веков из частного собрания".

Состав выставки: Более 70 икон из частного собрания

Кураторы: Елена Саенкова (Заведующая отделом Древнерусского искусства Третьяковской галереи), Светлана Татарченко (Старший научный сотрудник Третьяковской галереи)

Выставка произведений из частного собрания - особый жанр, который в последнее время, к счастью, становится распространенным и привлекает к себе все больше внимания - особенно среди публики, которая уже хорошо знакома с шедеврами русского искусства, представленными в экспозициях крупных отечественных музеев. Такая выставка всегда дает возможность открыть для себя чтото редкое, обычно скрытое от посторонних глаз, получить новые и неожиданные впечатления. На сей раз это возможность увидеть сразу более семидесяти русских икон XIV-XIX веков, многие из которых до этого времени ни разу не выставлялись, а некоторые были раскрыты от поздних записей перед самой выставкой. Среди них есть и такие, которые были приобретены на зарубежных аукционах и у европейских коллекционеров. Сейчас они возвратились на родину после длительного пребывания в Европе, как, например, икона "Великомученик Никита, с житием" первой трети XVII века, купленная в России бельгийским коллекционером Отто О'Меаром еще в начале 1920-х годов.

Большинство показанных на выставке произведений - это житийные иконы святых, то есть иконы, которые, наряду с изображением самого святого, к которому верующие обращаются с молитвой, представляют рассказ о его жизни и чудесах в отдельных сценах. Такие сцены могут располагаться или на фоне, по сторонам от центрального изображения, или на полях иконы, в отдельных клеймах, что предполагает их последовательное "прочтение", подобное перелистыванию страниц книги. Иконописцы ориентировались на различные редакции житийных текстов, в которых немногочисленные исторические сведения соединялись с апокрифическими преданиями и народными верованиями, а повествование в целом имело, как правило, устойчивую каноническую схему. Жития и житийные циклы в иконах, во-первых, должны были показать путь святых к Богу, представив этот путь как образец для христиан, а, во-вторых свидетельствовать о той сверхъестественной силе, которая была им дарована в награду за чистоту и стойкость в вере и подтверждалсь многочисленными чудесами, совершенными как при жизни, так и после смерти. Именно эти свидетельства позволяли верующим обращаться к ним с просьбами о заступничестве перед Богом и о помощи и покровительстве в повседневных делах. Последнее с особой силой проявилось в русской народной традиции, когда земледельцы просили сурового ветхозаветного "громовержца" пророка Илию о прекращении засухи и даровании дождя, скотоводы почитали своими покровителями святителей Спиридония Тримифунтского и Власия Севастийского, мучеников Флора и Лавра и т.д. Особое покровительство, как считалось, святые оказывали тем людям, которые были названы в их честь - отсюда возникла традиция основывать храмы и заказывать иконы своих святых покровителей. Так, представленная на выставке икона святителя Афанасия Александрийского третьей четверти XVI века, как предполагают исследователи, могла быть исполнена по заказу вологодского наместника Афанасия Ивановича Вяземского для небольшой церкви Святителя Афанасия, построенной им на Старой Торговой площади в Вологде.

Наряду с иконами широко почитавшихся на Руси пророка Илии, святителя Николая Чудотворца, великомучеников Георгия, Димитрия и Никиты, мучениц Параскевы, Варвары и Анастасии, на выставке представлены и достаточно редкие образы святителя Тихона Амафунтского, известного византийского гимнографа преподобного Иосифа Песнописца, мучеников Виктора и Вонифатия и др., причем большинство из них также имело в народной традиции свою чудесную "специализацию" - так, например, к мученику Вонифатию обращались за помощью для избавления от греха пьянства. Есть среди них и иконы русских святых - преподобных Сергия Радонежского и Макария Унженского, а также Христа ради юродивых Прокопия и Иоанна, подвизавшихся в Великом Устюге и почитавшихся как небесные покровители этого города.

Особый раздел выставки составляют списки с чудотворных икон Богоматери, дополненные сюжетами из сказаний об этих иконах - особом жанре, получившем широкое распространение в русской христианской культуре, особенно в эпоху Позднего Средневековья и в Новое время. Одной из самых долгих и насыщенных событиями была история Владимирской иконы Богоматери - ей соответствует пространное живописное повествование на раме, исполненной в традициях мастерской Оружейной палаты в последней четверти XVII века и предназначавшейся для небольшого почитаемого списка с прославленной святыни. Особое место в представленном здесь цикле сюжетов занимают примеры заступничества и чудесной помощи Богоматери, которая оказывалась русскому народу и русскому воинству через Владимирскую икону во время вражеских нашествий - отсюда многочисленные изображения сражений и воинских походов с необыкновенно тщательно выписанными доспехами и оружием воинов. На выставке также можно увидеть единственную известную на сегодняшний день икону "Богоматерь Купятицкая, со Сказанием", в сложной программе которой центральное место занимает живописная копия ростового изображения Богоматери с Младенцем, находившегося на обороте чудотворного нагрудного креста (энколпиона), по преданию, обретенного в глубокой древности в лесу неподалеку от нынешнего города Пинска (Белоруссия), а XVII столетии хранившегося сначала в Купятицком Введенском монастыре, а затем в соборе Святой Софии в Киеве.

Посещение выставки позволит современному человеку не только насладиться красотой русского средневекового искусства, но и представить себе разнообразие путей христианской жизни и соотнести с ними свою жизнь, в которой всегда может найтись место для искренних молитв к святым заступникам и покровителям, а возможно, и для чудесного ответа на эти молитвы.

Выставка открыта с 28 апреля по 13 августа 2023 г.

Третьяковская галерея, Инженерный корпус, Москва, Лаврушинский переулок, д. 12, 2 этаж

www.museum.ru/N82386
Ваше мнение »»

»»Государственная Третьяковская галерея
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:См. здесь
Телефоны:+7 (495) 957-0727
URL:tretyakovgallery.ru/
EMail:tretyakov@tretyakov.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 20.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru