МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выход в свет. Балы и салоны в Москве XIX века

c 7 марта по 25 июня 2023Москва
7 марта для широкой публики в Государственном музее-усадьбе «Остафьево» – «Русский Парнас» открывается выставка «Выход в свет. Балы и салоны в Москве XIX века» - совместный межмузейный проект с Музеем В.А. Тропинина и московских художников его времени.

Впервые в Остафьево из собрания столичного музея В.А. Тропинина и московских художников его времени прибудут 73 произведения искусства, среди которых лучшие образцы акварельных и живописных работ, выполненных знаменитыми мастерами: В.А. Тропининым, О.А. Кипренским, Н.А. Заваруевым, П.Ф. Соколовым, А.П. Брюлловым, Р.К. Жуковским, Д. Ортолани, П.З. Захаровым-Чеченцем и др.

На портретах, представленных в экспозиции, запечатлены представители культурной элиты: виртуозный скрипач и композитор, автор гимна "Боже, царя храни" А.Ф. Львов, оперная певица А.М. Степанова, знаменитая трагическая актриса Е.С. Семёнова, композитор и дирижёр А.А. Алябьев, поэт и баснописец И.И. Дмитриев, хозяйка литературного салона польская поэтесса Анна Новаковская, а также портреты светских красавиц Н.А. Еропкиной, А.Е. Бенардаки, хозяек гостеприимных домов В.П. Самсоновой и А.А. Окуловой.

"Выход в свет" посвящён культуре досуга москвичей позапрошлого века - балам и салонам. Именно эти две формы общения были форматами публичной коммуникации самых привилегированных классов России. Культурные коды бала и салона уже давно утрачены, но в нашем распоряжении остались многочисленные артефакты, свидетельства современников и множество описаний в русской литературе.

Бал и салон - это одновременно и событие, и светская рутина. Первый формат существовал как в дворянской, так и в купеческой среде, второй - только в дворянской. Балы как церемония, ритуал, апофеоз самопрезентации и одновременно весёлое развлечение, чуть ли не единственный способ познакомиться и провести время с представителем противоположного пола. Для балов заказывались специальные платья, туфельки для дам и лаковые ботинки для мужчин, веера, многочисленные аксессуары, покупались и дарились драгоценности. Искусство танца изучалось в дворянской среде ни один год, начиная с пятилетнего возраста. Бал был и своего рода инициацией, признанием нового статуса девушки на выданье или молодого человека, готового к женитьбе.

Салон - своего рода клуб, кружок избранных людей, объединённым каким-то интересом, - к политике, философии, религии, литературе, музыке. В отличие от балов салоны не предполагали угощений и танцев. Здесь собирались, чтобы представить новое музыкальное или литературное произведение, обменяться мнениями, поговорить, поспорить. Обычно салоны проходили в гостиных, а не больших залах, в означенный день недели. Культура великосветского салона обычно формировалась вокруг фигуры женщины, которая могла славится своей красотой и обаянием, чувством юмора, интеллектом, талантом в каком-то из искусств. Женское начало делало общение более лёгким и приятным. Из многих салонов столицы выросли известные литераторы и музыканты, представлявшие впервые на суд публики свои произведения. Своего рода, говоря современным языком, гости салона были "фокус-группой", которая могла определить успех и творческую судьбу автора.

На выставке "Выход в свет" представлены не только живопись и графика, но и предметы декоративно-прикладного искусства: мастерски изготовленные веера, кошельки, табакерки, мебель, музыкальные инструменты. Дополняют музейные вещи реконструкции бальных костюмов из частного собрания.

Выставка "Выход в свет" знакомит посетителей с традициями проведения балов и маскарадов, с историей костюма, с правилами этикета светских раутов прошлого. Многое может рассказать, например, веер, кроме своего прямого назначения, выполнявший функции тайного "языка общения" дам и кавалеров. Лёгким движением веера дама могла вежливо показать собеседнику свой интерес, ответить на вопрос или даже назначить встречу.

Интересным символом коллаборации двух музеев-участников выставки стала книжка для последовательности бальных танцев из собрания Музея В.А.Тропинина и миниатюрный карандашик для таких записей из коллекции музея-усадьбы "Остафьево". Подлинные предметы быта и мебели XIX века позволят зрителю почувствовать атмосферу эпохи, стать участником событий давно ушедших дней.

Куратор: Татьяна Прохорова, кандидат искусствоведения, музей В.А. Тропинина

Даты: 7.03.23 - 25.06.2023

Место: Государственный музей-усадьба "Остафьево" - "Русский Парнас"

www.museum.ru/N82070
Ваше мнение »»

»»Государственный музей-заповедник «Остафьево»
Адрес:город Москва, п. Рязановское, с. Остафьево
Проезд:См. здесь
Телефоны:(495) 867-83-60, 817-30-00, доб.6-4218
URL:ostafyevomuseum.ru/
EMail:parnas@ostafyevomuseum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, выставки


 
новости и события: 12.05.2025
 x    ?  

Конференция «Древнерусская монументальная живопись: изучение, реставрация, сохранение» в Музее архитектуры

Итоги первого тура Эрарта Премии - 2025

IX ежегодный форум молодых исследователей искусства и культуры "Научная весна"

Ассоциации-2025 в Царском Селе

Научная конференция "Музей и коллекции" в Музее истории Санкт-Петербурга

Музей-заповедник «Царское Село»: конференция по сохранению и использованию исторического наследия

Научный симпозиум "Наив и аутсайдер арт в современном мире" в Екатеринбурге

Снимай науку с Политехническим! Конкурс научных фото- и видеоработ

XXIII конференция «Векторы-25» в Еврейском музее и центре толерантности

Семинар «Культурные ценности. Вопросы создания и развития детских музейных центров» в С.-Петербурге

Фотоконкурс «О Китае, далёком и близком» в Дарвиновском музее

Министерство культуры России объявило даты фестиваля «Интермузей-2025»

Конференция "Инклюзия в музее. Экскурсионные проекты для незрячих и слабовидящих посетителей"

Научные чтения имени академика И.Ю. Крачковского: Наследие, коллекции, исследования

Конференция АДИТ-2025: Красноярск - Енисейск

XXIII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Программа XXIII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма"

Конференция к 220-летию Отдела рукописей Российской национальной библиотеки

VIII Межмузейно-вузовский фестиваль "В музей - сегодня, в науку - завтра!" в С.-Петербурге

Музейные диалоги. Всероссийская конференция "Как музеям подружиться с детьми и подростками"

Круглый стол "Императрица Мария Александровна. Вехи биографии" в Михайловском замке в Санкт-Петербурге

VIII Международная научная конференция «Остров Сахалин» А.П. Чехова в ХXI веке»

III международная конференция "На перекрестке культур: евреи Центральной Азии и Кавказа"

XXV межрегиональная конференция "История и современность Среднего Поволжья" в Ульяновске

XVI Красноярская музейная биеннале «Принцип надежды»

Программа повышения квалификации от ГМИРЛИ имени В.И. Даля

Международная научная конференция «Любовь Попова. Контекст времени»

Чеховские чтения в Ялте - 2025

Онлайн-курс для музейных сотрудников: современные подходы к экспозиционно-выставочной деятельности

Конференция «Музей в культурном пространстве исторического города» в Угличе

XI Всероссийская научно-фондовая конференция в Государственном музее Л.Н. Толстого

IX Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция "Достоверность, актуальность, доступность: как показывать науку в научном музее"

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru