МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Александр Григорьев. О прозрачности: оптические среды. Собрание Романа Бабичева

c 22 февраля по 11 июня 2023Москва
Московский музей современного искусства представляет выставку «О прозрачности: оптические среды» — первый полномасштабный и развернутый показ произведений Александра Григорьева, творческий метод которого восходит к ранним экспериментальным разработкам советского кинетизма. В экспозиции будет представлено более 150 работ автора, созданных в период с 1960-го по 2022 гг. Среди них живописные полотна и графические листы, фотографии, коллажи и объекты из собрания Романа Бабичева, а также избранные произведения из коллекции Московского музея современного искусства.

Начало творчества Григорьева пришлось на вторую половину 1960-х годов, когда он присоединился к группе «Движение» — художественному коллективу, сыгравшему ключевую роль в становлении направления кинетизма. Возникшая на волне общей либерализации 1950-х и, с другой стороны, в русле присущей времени склонности к сциентизму, группа «Движение» к концу 1960-х сохранила импульс жизнестроительных, оттепельных ожиданий. Во многом ее члены связывали образы будущего с развитием науки и технологий, расширяющих возможности познания мира, его систематизации и дальнейшего прогрессивного изменения. В рамках коллективной практики Григорьев много занимался проектированием как архитектурных решений для городских событий, так и киберсред — эффектных футурологических театрально-игровых пространств. Совместно со Львом Нусбергом, Галиной Битт, Франциско Инфанте и другими авторами он участвовал в разработке и постановке кинетических игр. После распада группы в 1970-х годах художник продолжил заниматься конструктивно-кинетическим проектированием, но в большей степени сфокусировался на живописи, исследуя выразительные возможности картинного пространства и психофизиологические особенности зрительного восприятия.

Занимаясь преимущественно разработками полифонических систем геометрического орнамента, что сближает его произведения с классическим западным оп-артом, в своих работах Григорьев сосредотачивается на детализированном рассмотрении ключевых законов зрительного эффекта. Границы и возможности реакций человеческого глаза и его связь с когнитивными функциями формируют центральный объект его интереса. Прозрачные среды — это элементы глаза, пропускающие и преломляющие лучи света и организующие доступные нам системы видения. Иными словами, это материальная фактура, позволяющая передавать информацию, которая служит своего рода медиатором между разными частицами физического мира. Калейдоскоп их динамического и непрерывного движения разворачивается в стенах этой экспозиции, освещающей ключевые этапы практики художника и фундаментальные принципы устройства взгляда.

О художнике:

Александр Григорьев (р. 1949, Ленинград) — художник, окончил архитектурный факультет ЛИСИ. В 1968 году в составе группы «Движение» разрабатывал проект оформления пионерлагеря «Орлёнок» на Северном Кавказе. Участник групповых выставок: «Советскому цирку — 50 лет» (1969), «Электроника» (1970), «Химия-70» (1970), «Электро-72» (1972) и др. Принимал участие в кинетических играх на природе: «Пришельцы в лесу» (Чертаново, Москва, 1971) и «Кинетические игры на море» (Крым, 1972). В 1972 году вышел из состава группы «Движение». В 1974-м создал кинетический ансамбль для выставки «Студенческое творчество» (совм. с Г. Антоновым); автор сценографии и костюмов для театрально-кинетического представления «Игра форм» группы «Динамика». В середине 1970-х разработал и воплотил несколько постановочно-игровых акций: «Языческий крест» и «Блуждающая линия» (1975–1976), «Заблудившаяся стрела» (1978). В 1973–2005 годах внештатный художник-график издательства «Знание». Постоянный участник выставок Горкома художников-графиков, объединения «Вернисаж» и выставок, посвященных кинетическому искусству: «Трансатлантическая альтернатива. Кинетическое искусство и оп-арт в Восточной Европе и Латинской Америке в 1950–1970-е» (МСИ «Гараж», Москва, 2018), «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России» (ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург; Новая Третьяковка, Москва, 2020–2021) и др. Автор проекта «Размышление Куба о Круге» на Хитровской площади в Москве (2021, арх. А. Пунин). В настоящее время продолжает активную творческую деятельность. Работы хранятся в Третьяковской галерее, Художественном музее г. Бохум (Германия), частных собраниях. Живет и работает в Москве.

Кураторы: Роман Бабичев, Мария Доронина

Даты проведения: 22 февраля — 11 июня 2023

Площадка: Петровка, 25

www.museum.ru/N81962
Ваше мнение »»

»»Московский музей современного искусства
Адрес:город Москва, ул. Петровка, д. 25
Проезд:Здание на ул. Петровка, 25: ст. м. "Пушкинская". Здание в Ермолаевском пер.,17: ст. м. "Маяковская". Галерея на Тверском бул., 9: ст. м. "Пушкинская"
Телефоны:(495) 650-0578 - заказ экскурсий
URL:mmoma.ru
EMail:mmoma@culture.mos.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 12.05.2025
 x    ?  

Конференция «Древнерусская монументальная живопись: изучение, реставрация, сохранение» в Музее архитектуры

Итоги первого тура Эрарта Премии - 2025

IX ежегодный форум молодых исследователей искусства и культуры "Научная весна"

Ассоциации-2025 в Царском Селе

Научная конференция "Музей и коллекции" в Музее истории Санкт-Петербурга

Музей-заповедник «Царское Село»: конференция по сохранению и использованию исторического наследия

Научный симпозиум "Наив и аутсайдер арт в современном мире" в Екатеринбурге

Снимай науку с Политехническим! Конкурс научных фото- и видеоработ

XXIII конференция «Векторы-25» в Еврейском музее и центре толерантности

Семинар «Культурные ценности. Вопросы создания и развития детских музейных центров» в С.-Петербурге

Фотоконкурс «О Китае, далёком и близком» в Дарвиновском музее

Министерство культуры России объявило даты фестиваля «Интермузей-2025»

Конференция "Инклюзия в музее. Экскурсионные проекты для незрячих и слабовидящих посетителей"

Научные чтения имени академика И.Ю. Крачковского: Наследие, коллекции, исследования

Конференция АДИТ-2025: Красноярск - Енисейск

XXIII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Программа XXIII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма"

Конференция к 220-летию Отдела рукописей Российской национальной библиотеки

VIII Межмузейно-вузовский фестиваль "В музей - сегодня, в науку - завтра!" в С.-Петербурге

Музейные диалоги. Всероссийская конференция "Как музеям подружиться с детьми и подростками"

Круглый стол "Императрица Мария Александровна. Вехи биографии" в Михайловском замке в Санкт-Петербурге

VIII Международная научная конференция «Остров Сахалин» А.П. Чехова в ХXI веке»

III международная конференция "На перекрестке культур: евреи Центральной Азии и Кавказа"

XXV межрегиональная конференция "История и современность Среднего Поволжья" в Ульяновске

XVI Красноярская музейная биеннале «Принцип надежды»

Программа повышения квалификации от ГМИРЛИ имени В.И. Даля

Международная научная конференция «Любовь Попова. Контекст времени»

Чеховские чтения в Ялте - 2025

Онлайн-курс для музейных сотрудников: современные подходы к экспозиционно-выставочной деятельности

Конференция «Музей в культурном пространстве исторического города» в Угличе

XI Всероссийская научно-фондовая конференция в Государственном музее Л.Н. Толстого

IX Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция "Достоверность, актуальность, доступность: как показывать науку в научном музее"

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru