Министерство культуры Российской Федерации, Государственная Третьяковская галерея, Центр Арнольда Шенберга в Вене и Немецкий культурный центр имени Гете в Москве приглашают на выставку "Арнольд Шенберг- Василий Кандинский. Диалог живописи и музыки. К 50-летию со дня смерти А.Шенберга". Пресс-конференция пройдет 27 ноября в 15.00, открытие в 17.39 на Крымском валу, 10 в залах NN9-10.
Выставка "Арнольд Шенберг - Василий Кандинский. Диалог живописи и музыки" - результат совместных усилий ведущих культурных учреждений России, Австрии и Германии. Она является частью крупного проекта, отмечающего 50-летие со дня смерти знаменитого австрийского композитора. В рамках проекта проходит организованный Центром современной музыки Московской консерватории Шенберговский музыкальный фестиваль. В Третьяковской галерее 30 ноября - 1 декабря состоится научный симпозиум, который завершится литературно-музыкальным вечером, где прозвучат фрагменты из переписки Шенберга и Кандинского и камерные произведения А.Шенберга.
Выставка в Третьяковской галерее обращена в первую очередь к 1910-м годам, времени знакомства и заинтересованного общения Василия Кандинского и Арнольда Шенберга. Для обоих это была особая творческая пора, ознаменованная прорывом от позднеромантических и символистских истоков к открытиям, имевшим принципиальное значение для судеб живописи и музыки в XX веке.
Знакомство художника и музыканта произошло в январе 1911 года, когда Василий Кандинский посетил концерт Арнольда Шенберга, после чего обратился к Шенбергу с восторженным письмом. Так было положено начало переписке. Кроме писем, результатом знакомства стало участие Шенберга в первой выставке созданного Кандинским объединения "Синий всадник", появление статьи композитора в одноименном альманахе, а также статьи Кандинского, посвященной живописи Шенберга, посещение композитором зимой 1912 года Петербурга. После Первой мировой войны и русской революции в начале 1920-х их переписка возобновилась, однако, ненадолго: в 1923 году, услышав о каком-то высказывании Кандинского, истолкованном как антисемитское, Шенберг запальчиво и категорично порвал отношения с русским художником.
Знакомство имело для обоих величайшее значение. Шенберг встретил в лице художника горячего единомышленника в период всеобщего непризнания. Кандинский, для творчества которого музыка всегда имела особое значение, увидел в сочинениях композитора именно то, к чему стремился в своей живописи. Недаром Шенберг отметил: "Мы оба ведем поиск на одном, почти том же самом пути".
На выставке демонстрируется около 20 работ работ Василия Кандинского из собрания Третьяковской галереи: живопись, графика, композиции на стекле, выполненные преимущественно в период от начала 1900-х до начала 1920-х годов.
Изобразительное творчество А.Шенберга представлено почти шестьюдесятью произведениями из собрания Центра Арнольда Шенберга в Вене. В манере, внутренне родственной экспрессионизму, композитор писал живописные образы-фантомы, связанные с собственной музыкой; "Видения", рождавшиеся его воображением; одухотворенные натурные "Портреты". Особую группу работ образует обширная серия "Автопортретов", к которым Шенберг обращался на протяжении всей своей творческой жизни от середины 1900-х до конца 1930-х годов.
В залах будут звучать записи музыки Шенберга, а экспозиция будет дополнена партитурами его пьес. К выставке подготовлен каталог.
Телефоны для справок: 951-1362, 238-1378, 230-7788.