НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Мир классицизма: Жак Луи Давид (Лувр. Louvre)

31 октября 2006
Жак-Луи Давид. Клятва Горациев, 1784. Париж, Лувр
Жак-Луи Давид. Сабинянки, 1799. Париж, Лувр
Жак-Луи Давид. Коронация императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1806 года, 1805-1807. Париж, Лувр
Жак-Луи Давид. Портрет мадам Рекамье, 1800. Париж, Лувр
Жак-Луи Давид. Смерть Марата, 1793. Брюссель, Королевский музей изящных искусств
Классицизм его истоки, как и корни барокко, в эпохе Возрождения. Почти два столетия длилось противостояние двух этих стилей. Пока классицизм не одержал победу. В тоже время центром мировой художественной культуры становится Париж. Лидеры классицистической школы - французские художники Никола Пуссен и Клод Лоррен. Лучшая коллекция ее произведений в Лувре (сам музей является свидетельством ранней победы классицизма на французской почве). Среди них и полотна Жака Луи Давида. Появление их провозгласило окончательную победу строгого стиля.

Луи Давид подарил эпохе Просвещения живопись, о которой она мечтала. В мире изящного, насмешливого и легкомысленного рококо он воскресил дух патрицианского Рима. Дени Дидро, философ и один из родоначальников художественной критики, сразу отметил его за это как "живописца с большим вкусом". Молодой художник исполнил желание прославленного энциклопедиста - увидеть живопись строгую и лаконичную, как речь спартанца. Правда, эта мечта не мешала Дидро наслаждаться произведениями Фрагонара и Буше.

Рим уже потерял роль мирового художественного центра, но сохранил свою притягательность для художников. Здесь рождается стиль Давида, здесь он по собственным словам "прозрел". Надо сказать с ранних лет Давид, возможно благодаря учителю Жозефу Мари Вьену, грезил о Риме. Именно это чуть не привело к трагедии. Пропуском в Вечный город (то есть практически в Рай) служила медаль Академии. Давид, естественно, страстно мечтал ее получить. Однако раз за разом будущий глава французской школы живописи проваливался. Хотя самоубийство в определенный момент казалось ему лучшим выходом, он продолжал работать. В пятый раз медаль присуждена ему единогласно. Не юношеские ли мучения побудили Давида впоследствии объявить Академию врагом искусства? Но это будет потом. А пока картина "Скорбь Андромахи" (1783, Лувр; эскиз ГМИИ) делает его одним из ее членов.

Соглашаясь с идеологом неоклассицизма Иоганном Иокимом Винкельманом в том, что "единственный путь для нас стать великими и если возможно неподражаемыми, это - подражание древним", Давид изучает антики и без устали копирует сохранившиеся произведения древних мастеров. К сожалению, образцов живописи почти не сохранилось. И неоклассицисты, вслед за Давидом, нередко предпочитают натурщикам статуи. Дабы передать подлинный облик и дух эллинов и римлян.

В 1784 году он выставляет картину, которая делает 36 летнего живописца лидером национальной школы и ставшую величайшим творением неоклассицизма. "Клятва Горациев" - историческая драма о героизме, долге и любви. Давид запечатлел лишь первый ее акт. Современникам художника дальнейшее развитие событий было хорошо известно. Три юноши, три брата дают отцу торжественную клятву сражаться за свободу Рима до конца перед поединком с тремя братьями Куриациями, что должен был завершить войну между Римской республикой и городом Альба - Лонги. Двое сыновей Публия Горация погибнут. Третий сразит противников. Но из любви к родине он готов не только пожертвовать своей жизнью, но и жизнью близких. Вернувшись, он узнает - одна из его сестер Камилла, некогда помолвленная с одним из Куриациев, оплакивает врага своего народа. Несчастная, ценившая личное чувство выше патриотического долга, погибает от рук брата. И, благодаря отцу, поступок юноши был оправдан. За 5 лет до революции Париж рукоплещет картине пропагандирующей ее страшную логику. Позднее это полотно, как и картину "Ликторы приносят Бруту тела его сыновей" (1789, Лувр), назовут "вестниками революции".

Революцию Давид не просто приветствовал. Он был одним из активных ее участников. Член клуба якобинцев и депутат Конвента. Революция дала ему почувствовать себя героем одной из своих картин, чей героизм, мужество, патриотизм он воспевал.

И во время Революции, и позднее в эпоху Империи Наполеона Рим, а следовательно и неоклассицизм были модны. Давид же оставался первым живописцем Франции. Этот титул ему 1804 году пожаловал Бонапарт. А в 1806 году Давид запечатлел церемонию коронации императора Наполеона I и его жены императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1806 года (1806-1807, Лувр).

Переворот 9 термидора живописец, в отличие от многих других сторонников Робеспьера, пережил, отделавшись полугодовым заключением в Люксембургском замке. Здесь он начинает работу над новым грандиозным историческим полотном "Сабинянки" (1799, Лувр). Работая над ним, художник "стремился с такой точностью передать античные нравы, чтобы греки и римляне, увидев мое произведение, не сочли меня чужим", но в результате и этот холст, и оконченный в 1814 году "Леонид в Фермопилах" (Лувр) значительно уступают по выразительности его ранним произведениям.

Давид был не только великим историческим живописцем, но и известным портретистом. И в портретах он также старался следовать классическим образцам. Вершиной классицистического портрета можно смело назвать изображение мадам Рекамье, созданное художником в 1800 году. Сегодня, соглашаясь с мнением художника, в нем видят воплощение идеала античной (и не только античной) женской красоты. Но, увы, строгость, лаконичность, принесшие успех его первым историческим работам не обрадовали заказчицу. Портрет она отвергла.

В Лувре www.louvre.fr хранится большинство произведений Луи Давида. Однако самое известное и, возможно, лучшие из них - "Смерть Марата" (1793) находится в коллекции брюссельского Королевского музея изящных искусств www.fine-arts-museum.be

(с) Музеи России

Дополнительно о Лувре http://www.museum.ru/N26102

"Мона Лиза" Леонардо да Винчи. Лувр http://www.museum.ru/n26824

www.museum.ru/N28737
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 21.11.2024  x    ?  


Новая экспозиция Третьяковской галереи на ВДНХ в павильоне №1 "Центральный"

Выставка «Репин. Детали» в Музее Академии художеств

Открытие нового зала экспозиции "Музыкальные инструменты народов мира" в Шереметевском дворце

Выставка Александра Фёдорова «Ташкент: архитектура эпохи исторического оптимизма»

В тени Арарата. Групповая выставка современных турецких и армянских художников в Эрарте

«Твердыня пламенная». К 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха

Выставка «Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи»

От слепка до пикселя. Искусство через призму данных

Выставка "Вокруг Кармен" в Мемориальной квартире Святослава Рихтера

Евгения Варенцова «Полёт над миром»

Выставка "История одной книги. Александр Блок. Театр" в Музее-квартире А.А. Блока

Модный Петербург эпохи модерна на выставке в Российской национальной библиотеке

Выставка «Лермонтов. Места силы». Финальная серия

Армянские художники в собрании Ростовского областного музея изобразительных искусств

Выставка «Сага о болоте» в Дарвиновском музее

«Священной памяти Двенадцатого года» - выставка из собрания Государственного Эрмитажа в Тюмени

Выставка "Учителя и ученики. Школа Б.В. Лесова"

Две выставки ко Дню артиллерии в музее-панораме "Сталинградская битва"

Выставка "Мастера симбирского модерна" в Музее архитектуры имени А.В. Щусева

Ольга Тихонова. "На Лоне"

Выставка "Артефакт" в Музее "Разночинный Петербург"

"Совпадение горизонта". Живопись Владимира Мигачева и Александра Кабина

Выставка «А в степи: бушует ветер...» в Центре современного искусства AZ/ART

Музей наивного искусства (Екатеринбург) открывает общедоступную библиотеку

Выставка к 10-летию воссоединения Крыма и Севастополя с Россией в Коломенском

Неизвестный Щукин. Не только новое искусство

Выставка «Непотопляемый» в особняке Румянцева

Казус Мейерхольда, или «Ревизора» хочется всегда

Выставка XX Международного сибирского фестиваля керамики в Новосибирске

Завершающий этап проекта "Болотоведение. Совместное исследование художников и ученых" в Н. Новгороде

Выставка графики Сергея Цигаля в Российской академии художеств

К 145-летию со дня рождения Кузьмы Петрова-Водкина. Выставка из частных собраний Москвы и С.-Петербурга


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru