НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Золотой век искусства Фландрии. Кабинеты редкостей эпохи Питера Пауля Рубенса

c 21 марта по 21 сентябряСвердловская область
Питер Пауль Рубенс (1577–1640). Поклонение пастухов (Ночь). Эскиз. 1608. Холст, масло. 63,5х47 см
Антонис ван Дейк (1599-1641). Портрет Николаса Рококса. Фландрия. 1621. Холст; масло. 128х116 см
Давид Тенирс Младший (1610–1690). Групповой портрет членов стрелковой гильдии «Oude Voetboog» («Старый Арбалет») в Антверпене. 1643. Холст, масло. 135 х 183 см
Фрагмент шпалеры «Группа мужчин и женщин на фоне дуба». Фландрия, Брюссель. Первая четверть XVI века. Шерсть, шелк; шпалерное ткачество. 134,0 х 103,0
Блюдо. Германия, Гамбург. Неизвестный мастер. 1670-е. Серебро; ковка, чеканка, частичное золочение
21 марта 2025 года в Выставочном центре «Эрмитаж-Урал» (г. Екатеринбург) открывается выставка «Золотой век искусства Фландрии. Кабинеты редкостей эпохи Питера Пауля Рубенса».

Масштабный выставочный проект знакомит с жизнью Антверпена XVII столетия и рассказывает об интеллектуальной и гуманистической среде, сложившейся в этом крупном художественном центре Европы в первой половине XVII века.

В составе экспозиции 100 произведений из коллекции Государственного Эрмитажа - живопись, графика, скульптура, глиптика, образцы шпалерного ткачества, тисненые кожи, художественное серебро, резная кость, - представляющие необычайный расцвет фламандской художественной культуры.

Антверпен являлся главным центром искусства Фландрии XVII столетия. Здесь жил Питер Пауль Рубенс – художник, чье имя стало синонимом фламандского искусства, влияние Рубенса распространялось на все его виды, а также на различные области художественного ремесла, во многом определив дальнейшие пути его развития. С Рубенсом и его мастерской в Антверпене были связаны все крупные живописцы «золотого века».

Живопись фламандских художников XVII столетия представлена на выставке во всём многообразии жанров: пейзажи, портреты, исторические и бытовые картины, а также натюрморты и анималистические сцены. Многие из работ имеют символическое и аллегорическое прочтения и приобретались владельцами для показа гостям и рассуждения не только о великолепии живописи, но и о сюжетах, и их интерпретации.

На выставке показаны произведения кисти Питера Пауля Рубенса (1577-1640), Антониса ван Дейка (1599-1641), Франса Снейдерса (1579–1657), Якоба Йорданса (1593-1678), Давида Тенирса Младшего (1610-1690), Франса Франкена II (1581-1642) и других художников.

Обращают на себя внимание шедевры зрелого мастерства Питера Пауля Рубенса - «Эскизы декоративного убранства Антверпена по случаю прибытия нового наместника 17 апреля 1635 года» - проекты «Арки Геракла» и «Арки Фердинанда», ставшие основой для праздничного убранства Антверпена к въезду нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1609-1641). В них нашла отражение еще одна грань личности великого фламандца – его изобретательность как архитектора-декоратора.

В залах можно увидеть картины кисти выдающегося мастера портретной живописи, сподвижника Рубенса - Антониса ван Дейка. Это живой и трогательный «Семейный портрет» - один из шедевров раннего творчества ван Дейка; «Портрет Николаса Рококса», мецената, бургомистра Антверпена, исполненный ван Дейком в 1621 году; и «Портрет Эверхарда Ябаха», известного банкира и коллекционера родом из Кёльна, относящийся к последнему – английскому периоду творчества художника.

В составе экспозиции работа одного из крупнейших мастеров фламандского барокко XVII века, возглавившего после смерти великого Рубенса фламандскую школу живописи - Якоба Йорданса, - «Портрет старика», одна из многочисленных заказных работ художника, которые он исполнял на протяжении 1630-х–1640-х годов. В подобных произведениях Йорданс использовал весь репертуар средств парадного репрезентативного портрета, получившего блестящую разработку во фламандской живописи в творчестве Рубенса и ван Дейка.

На выставке экспонируются произведения другого прославленного современника Рубенса, одного из ключевых фламандских мастеров анималистического жанра и натюрморта первой половины XVII века - Франса Снейдерса: «Фрукты в чаше на красной скатерти», Фрукты в чаше и разрезанная дыня», «Бой петуха с индюком».

Разнообразны сюжеты произведений, исполненные антверпенским живописцем, одним из самых значительных жанристов фламандской живописи XVII века, - Давидом Тенирсем Младшим: «Вид в окрестностях Брюсселя» «Деревенский праздник», «Групповой портрет членов стрелковой гильдии “Oude Voetboog” (“Старый Арбалет”) в Антверпене» и другие.

Отдельная часть экспозиции посвящена графике. Это камерное искусство играло важную роль и в творчестве Питера Пауля Рубенса, и в искусстве мастеров близких ему по духу. Известно, что художник коллекционировал рисунки своих старших коллег, которые использовал в работе. На выставке демонстрируются собственноручные рисунки Рубенса - «Голова Брута», «Грешники на Страшном суде»; рисунки, исполненные его мастерской, а также гравюры с них, помогающие зрителю лучше понять «творческую кухню» художника эпохи барокко.

Важнейшим акцентом является история коллекционирования. Расцвет художественной культуры в Антверпене XVII столетия связан с огромным интересом фламандцев к искусству, а также всевозможным редкостям, как природным, так и рукотворным. Эпоха барокко – это время распространения кунсткамер, кабинетов редкостей, в которых коллекционер мог продемонстрировать свои богатства.

Обширные художественные собрания были у многих влиятельных и обеспеченных жителей Антверпена. Они демонстрировали высокий статус владельца, его финансовое благополучие. Грандиозная коллекция была и у самого Питера Пауля Рубенса. Он собирал живопись, графику, скульптуру, изделия из металла, античные монеты, и особенно глиптику - резные камни. По своему составу коллекция античных и постклассических гемм знаменитого художника была сопоставима с королевскими собраниями. На выставке можно увидеть некоторые из резных камней из обширного собрания Рубенса, которые некогда принадлежали художнику, среди них камея «Иосиф и его братья» (Южная Италия. Около 1240, оправа - XVIII век).

Другим известным коллекционером был близкий друг Рубенса, влиятельный государственный деятель, Николас Рококс (1560-1640). Коллекция Рококса включала старонидерландские картины XV-XVI века, алтарные резные деревянные скульптуры, произведения его современников.

Выбор произведений искусства коллекционерами XVII века был обусловлен не только личным вкусом или гуманистическими идеями эпохи, но и желанием продемонстрировать свой статус и финансовое благополучие. В составе экспозиции редкие произведения декоративно-прикладного искусства, которые привлекали внимание коллекционеров XVII столетия. Среди них произведения цветного стекла, работы златокузнецов, изящные кубки из раковины или скорлупы кокоса.

Неотъемлемой частью экспозиции являются традиционные для Фландрии виды декоративного искусства - определившие ее международную славу, - великолепные шпалеры, изысканные затканные золотом настенные ковры, и легкое и почти невесомое кружево, бывшее важной деталью костюма, что хорошо заметно на портретах того времени.

Авторы концепции и кураторы выставки: Татьяна Никодимовна Косоурова, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Отдела западноевропейского прикладного искусства, кандидат искусствоведения; Владислав Олегович Статкевич, младший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства; хранитель коллекции фламандской живописи XVII века.

Выставка «Золотой век искусства Фландрии. Кабинеты редкостей эпохи Питера Пауля Рубенса» будет представлена с 21 марта по 21 сентября 2025 года в Центре «Эрмитаж-Урал» по адресу: г. Екатеринбург, ул. Вайнера, 11.

www.museum.ru/N86631
Ваше мнение »»

»»Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Адрес:Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Воеводина, 5
Проезд:Ст. м. "Площадь 1905 года"
Телефоны:спр. (343) 376-3045, экс.бюро (343) 371-0626
сайт:i-z-o.art/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 16.04.2025  x    ?  


Ассоциации-2025 в Царском Селе

Выставка «Земное/Планетарное» в Арсенале, Нижний Новгород

Международный фестиваль камерной музыки VIVARTE в Третьяковской галерее

Выставка «Маршруты Победы» в выставочных залах РОСИЗО

1418 дней. К 80-летию Великой Победы

Выставка «Встреча на Эльбе» в Музее Победы

Без права на забвение. К 80-летию Великой Победы

Выставка «Победители. Солдаты и маршалы Победы» в Музее современной истории России

От Арбата до Рейхстага: театр и художник в годы войны

Выставка "1775. Триумф Екатерины II. Московский год императрицы" в Царицыне

"Евгений Прохоренко. Послойно". Новая выставка в галерее Artstory

Выставка «Художник и время» в Муромском музее

Игорь Радоман. Живопись классической гармонии

Выставка «Во всем есть мера и расчет» в Бородинской панораме

Выставка «Ожерелье экватора» в Томском художественном музее

Выставка "Фронтовой рисунок" в Ростовском музее изобразительных искусств

Галина Макашина. К 95-летию со дня рождения

Выставка "Даме на заметку" в музее "Мир забытых вещей", Вологда

Картины с историями

Выставочный проект "Дворянское гнездо. Иннокентию Смоктуновскому посвящается" в Музее кино

Цветы Джонджоли. Dirty Dinos

Выставка «Икона – образ самобытного русского искусства» в Ростове-на-Дону

Выставка «Легенды русского ситца» в Петропавловской крепости

Презентация альбома "По залам музея коневодства" и открытие новой экспозиции

Выставка «Заводы. Люди. Время» в Музейно-выставочном центре "Петербургский художник"

Путь на Восток. Русские художники в Центральной Азии

Выставка "Портрет цветка и не только..." в Изборске

«Шла собака через мост, четыре лапы, пятый – хвост»

Выставка «Владимир Васильев. Отражения» в Музейно-выставочном комплексе РАХ

Выставка «Книга и ксилография» Михаила Верхоланцева в библиотеке Российской академии художеств

Выставка Натальи Климовой «О! Женщина. Весь мир играет для тебя»

Сибирь. Искусство XX–XXI веков в собрании Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

Выставка к 15-летию образования Южного регионального отделения Российской академии художеств в МВК РАХ

Карагёз: выйти из тени


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru