26 марта в Зеленом Фойе МХТ имени А.П. Чехова открывается выставка «Многоликий, но единственный», приуроченная к 100-летию со дня рождения народного артиста СССР Иннокентия Михайловича Смоктуновского (1925–1994).
На открытии будет показан фрагмент из спектакля «Люблю. Целую. Кеша./ Все письма только о любви» в постановке Павла Ващилина, в исполнении Ильи Козырева, Ульяны Глушковой, Елизаветы Ермаковой, Марии Сокольской и Владиславы Сухоруковой. Премьера спектакля состоится 20 апреля на Малой сцене МХТ имени А.П. Чехова.
При жизни его считали гением, да он и сам называл себя «космическим артистом». Трудно вспомнить, когда еще появление нового актерского имени сопровождалось в нашей стране таким всеобщим потрясением, как это произошло во время стремительного взлета Смоктуновского в эпоху «оттепели». Его князь Мышкин в спектакле Георгия Товстоногова «Идиот» 1957 года был явлением на сцене абсолютно прекрасного человека, сыгранного с такой одухотворенностью и полнотой, что не поверить в его реальность было невозможно. «Абсолютно прекрасными людьми» были и его Гамлет в фильме Григория Козинцева 1964 года, и физик Илья Куликов в фильме Михаила Ромма «Десять дней одного года», и Юрий Деточкин в «Берегись автомобиля!» Эльдара Рязанова.
«Смоктуновский — это явление, бесконечное и до сих пор никому непонятное. Потому что, формула актерской многоликости и гениальности Иннокентия Михайловича непостижима», – поделился директор Музея МХАТ Павел Ващилин.
При всем разнообразии ролей, при всей многоликости персонажей, образ Смоктуновского отмечен уникальной цельностью. Это цельность особого пути «беззаконной кометы», это цельность актерской манеры, которую не перепутаешь ни с какой другой. Его голос узнается даже не с первой фразы, а с первого звука, его причудливая пластика неповторима. Любовь к подробностям и дотошное внимание, с которыми он подходил к авторскому тексту, могли даже показаться избыточными, если бы одновременно он не смотрел на своего персонажа откуда-то сверху, представляя его во всем объеме.
С 1976 года и до своего ухода из жизни Смоктуновский входил в труппу МХАТа, и естественно, что выставка Музея МХАТ делает акцент на ролях Иннокентия Михайловича, сыгранных на сцене Художественного театра. Иванов и Иудушка Головлев, Дорн и профессор Серебряков, Войницкий и н Гаев, Людовик XIV и Иоганн Себастьян Бах – мхатовские образы Смоктуновского будут представлены в фотографиях и сценических костюмах, цитатах из книг и интервью самого Иннокентия Михайловича, воспоминаний его коллег и других документах.
Выставка продлится до 27 апреля.
Москва, Камергерский пер., 3с1.