В Михайловском замке открыта выставка "История замка и его обитателей". На экспозиции будут представлены парадные портреты членов семьи Романовых, Петра I, Петра III, Павла I и Марии Федоровны. В Большой Столовой будут экспонироваться произведения живописцев, работавших в Михайловском замке.
Общий Столовый зал входил в анфиладу парадных покоев императрицы Марии Федоровны. Его художественная отделка была осуществлена по проекту архитектора Винченцо Бренны в 1799-1801 гг. Ключевым элементом убранства интерьера являлись две самые большие во дворце бронзовые золоченые люстры на пятьдесят свечей каждая, исполненные по рисункам Дж. Кварнеги и предназначавшиеся первоначально для Георгиевского зала Зимнего дворца. В центре торцевых стен помещались два камина из сибирского порфира, над которыми располагались огромные зеркала в резных золоченых рамах. По сторонам от каминов на полуколоннах из цветного мрамора размещались вазы из оникса - "восточного алебастра". В художественном убранстве помещения были широко использованы порфировые вазы, различные бронзовые украшения и резная золоченая мебель, обитая пунцовым бархатом.
Пять балконных дверей ведут на просторную террасу, обращенную в сторону Летнего сада. В Столовом зале любили играть малолетние великие князья, и, во избежание несчастий, нижние части стеклянных дверей на балкон, распоряжению Марии Федоровны, закладывались мягкими подушками. Иногда вечерами здесь устраивались камерные концерты. С ранних лет Павел пристрастился к музыке и театру, сохранив эту любовь до самой смерти. Последний концерт в Общем Столовом зале состоялся 10 марта 1801 года. Здесь же происходили ужины императорской фамилии в окружении избранного общества близких государю людей.
В середине XIX века Общий Столовый Зал разделен на три самостоятельных помещения, в которых располагались классы Главного Инженерного училища. В процессе проведения реставрационных работ 2002-2003 годов восстановлен первоначальный объем этого зала.
Тронная императрицы Марии Федоровны, несмотря на сравнительно небольшие размеры, производила очень сильное впечатление благодаря царственной роскоши своей отделки. Которая была исполнена по проекту Винченцо Бренны в 1799-1801 гг. Стены помещения были затянуты малиновым бархатом. Такой же тканью обит был трон императрицы, на его спинке на фоне российского герба помещалась буква "М", вышитая золотом. В глубине ниши располагался камин из белого мрамора с барельефом, изображавшим десять муз. В центре потолка в окружении частично вызолоченной и раскрашенной лепки помещался плафон "Суд Париса" работы художника Я. Меттенлейтера, в аллегорической форме прославлявший красоту хозяйки замка. Императрица Мария Федоровна увлекалась живописью, резьбой по кости и твердым камням, гравированием и медальерным искусством. Ее художественные дарования подчеркивались тематикой десюдепортов, где были представлены аллегории Живописи, Ваяния и Зодчества, написанные художником С.А.Бессоновым. Два мраморных стола, заставленных жирандолями, вазами и часами золоченой бронзы работы известного французского мастера П.-Ф.Томира, и резные кресла, обитые малиновым бархатом и украшенные вышитым шифром Марии Федоровны, дополняли убранство интерьера.
В 1859 году по проекту архитектора К.А.Ухтомского в восточной стене зала, возле которой прежде размещался трон императрицы, была устроена огромная полуциркульная арка, посредством которой бывшие тронная и Предтронная комнаты императрицы объединялись в единое целое. В образовавшемся помещении устроили Модельный зал Главного Инженерного училища.
Реставрация Тронной Марии Федоровны произведена в 2002-2003 гг.
Дополнительно по экспозиции http://www.museum.ru/N24986