20 января 2025 года в особняке Румянцева (С.-Петербург, Английская наб., 44) открывается для посетителей выставка "Владимир Стерлигов. Елизавета Александрова. Путь к свету".
В экспозиции представлены живопись и графика художницы Елизаветы Александровой преимущественно из частных собраний Санкт-Петербурга, а также живописные работы ее учителя Владимира Стерлигова из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
Тема выставки связана с опытом созерцания света - физического и метафизического. Света, который преображает фигуры, предметы и пространство, который придает единый смысл изображаемому.
Владимир Васильевич Стерлигов (1904-1973), известный советский художник, живописец и книжный график, представитель второй волны русского авангарда. Учился в "Школе свободного воспитания" М. Х. Свентицкой, затем на Литературных курсах при Всероссийском Союзе Поэтов, а в 1923-1925 годах живописи и рисунку в частных студиях в Москве. Переехав в Ленинград осенью 1925 года начал работать в ГИНХУКе у Казимира Малевича, изучая кубизм и супрематизм.
В 1929 году Стерлигов вошел в "группу живописно-пластического реализма", оставаясь близким этим художникам в течение всей жизни. В 1929 году начал работать в книжной и журнальной иллюстрации, сотрудничал с журналами "Ёж" и "Чиж". В 1932 году вступил в Союз Художников. В октябре 1932 года участвовал в выставке "Художники РСФСР за 15 лет" в Русском музее. В 1963-1966 годах художник создал теорию "Чашно-купольного сознания". Чаша и купол, по мнению автора, последовательно находят свои отражения в структуре Вселенной, все формы в природе стремятся по кривой к чаше и куполу. Концепция Стерлигова стала одной из авангардных теоретических систем, генетически связанной и с супрематизмом, и с органической живописью Михаила Матюшина (1861-1934). Ученики и последователи художественного метода посещали старопетергофскую школу - "невидимый институт" - мастерскую в Старом Петергофе, где проходили встречи и выставки художников. Владимир Стерлигов писал картины-формулы земного и небесного - "чашно-купольное" пространство, передавая его колористически тонко и деликатно.
Цельную систему, описывающую всё мироздание, осваивают и развивают дальше каждый в своем ключе талантливые ученики мастера, и одна из самых ярких - Елизавета Николаевна Александрова (1930-2020).
"Когда ученик готов, приходит учитель. Ничто не бывает случайно - все связано, все предопределено. <…> Неожиданно для меня происходит великое событие: я знакомлюсь с В. В. Стерлиговым! Все, что я искала, я нашла в его учении. Он повел нас, учеников, по ступенькам школы К. Малевича, учеником которого являлся сам. Мы шли от импрессионизма к Сезанну, затем к кубизму по всем его стадиям. Далее: "Чаша-купол" - увиденная и прочтенная им в природе форма, ведущая к духовному восприятию" - так о своем учителе В. В. Стерлигове говорила Елизаввета Александрова. Она переняла от своего учителя отношение к творческому процессу как к духовной практике, она писала сцены по мотивам икон и фресок, создавала и свою иконографию, утверждая ценность религиозного опыта. Чаша и купол - для нее ёмкие христианские символы.
Путь к свету, путь к преображению и одушевлению мира, его гармонии - для Елизаветы Александровой это путь к себе, к освобождению, к истокам. Решая живописно-пластические задачи, художник воспроизводит светоносность и цветовую протяженность, воздушность форм, преображение натурного материала. Для Александровой, как и для всех художников круга Стерлигова, окружающий мир - напоенное лучезарным благодушием бытие, в котором каждое произведение - творение мира.
"Стерлигов не представлял себе искусства без Бога. К сожалению, я поняла это только потом: чистота, совесть, честность - это и есть действие Бога в нас" - говорила Елизавета Александрова.
Работы В. Стерлигова и Е. Александровой хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Московском музее современного искусства, Ярославском художественном музее, в Музее органической культуры в Коломне и других российских музеях, в крупнейших мировых коллекциях, а также в частных собраниях в России и за ее пределами.
Выставка открыта до 20 февраля 2025 г.