23 декабря 2024 года в 16.00 в Невской куртине Петропавловской крепости открывается выставка "Несбывшийся Ленинград. Архитектурные проекты советской эпохи". На ней будет представлено около 70 листов архитектурной графики из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
Выставка "Несбывшийся Ленинград" является продолжением выставочного проекта под названием "Несбывшийся Петербург", реализованного Музеем истории Санкт-Петербурга в 2018-2019 годах. На этой выставке были представлены неосуществленные проекты конца XIX - начала XX века: от проектов отдельных зданий до проектов перестройки целых частей Петербурга, которые могли бы кардинально изменить привычный облик Северной столицы.
Выставка "Несбывшийся Ленинград" является продолжением выставочного проекта под названием "Несбывшийся Петербург", реализованного Музеем истории Санкт-Петербурга в 2018-2019 годах. На этой выставке были представлены неосуществленные проекты конца XIX - начала XX века: от проектов отдельных зданий до проектов перестройки целых частей Петербурга, которые могли бы кардинально изменить привычный облик Северной столицы.
Выставка "Несбывшийся Ленинград" представляет нереализованные проекты 1919-1990 годов, которые отражают стремление архитекторов создать новый образ советского Ленинграда, созвучный эстетическим и идеологическим требованиям новой эпохи. В экспозиции представлены архитектурная графика, фотографии несохранившихся проектов и воспроизведения с репродукций, опубликованных в периодической печати. Среди авторов проектов - как мастера "старой школы", начавшие свой творческий путь в дореволюционные годы (И.А. Фомин, Л.А. Ильин, А.Е. Белогруд), так и новая плеяда советских зодчих, оставившая заметный след в формировании архитектурного облика Ленинграда (Н.А. Троцкий, Е.А. Левинсон, Д.П. Бурышкин, Н.В. Баранов, С.Б. Сперанский, Б.Н. Журавлев, С.И. Евдокимов и другие). Представленные на выставке работы позволят дополнить творческую биографию ведущих ленинградских зодчих и дадут возможность познакомиться с различными этапами, пройденными советской архитектурой.
***
В первые послереволюционные годы, во время Гражданской войны и послевоенной разрухи, проектная деятельность сосредоточилась в области "бумажной" архитектуры, практически не имевшей шансов на реализацию в постройках. Одной из главных задач был творческий поиск новых форм и выразительных средств, "созвучных революции". Первым опытом решения этой задачи стал конкурс на проект Дворца рабочих в Петрограде.
С середины 1920-х годов наметился общий поворот к авангарду в архитектуре, одним из направлений которого стал конструктивизм. Черты нового архитектурного языка отразились в проектах рабочих клубов, зрелищного центра в парке им. В. И. Ленина, дома-коммуны в Выборгском районе, конкурсном проекте гостиницы "Интурист" и других работах.
В начале 1930-х годов, когда в советской архитектуре произошел инспирированный сверху кардинальный поворот к освоению классического наследия, в Ленинграде получила распространение модернизированная версия неоклассики, основанная на использовании упрощенного монументального ордера. В подобной стилистике выполнены проекты Дома советов Выборгского района и здание Гидрографического управления на Малой Охте.
К концу 1930-х годов архитектура приобретает все более ретроспективный характер, в ней нарастают черты декоративной помпезности. Это направление, получившее название "сталинского ампира", нашло отражение в ряде проектов оформления нового общегородского центра вокруг Дома Советов на Московском проспекте - одного из самых амбициозных градостроительных замыслов довоенного Ленинграда.
В годы Великой Отечественной войны, в условиях вражеской блокады, архитекторы работали над проектами будущего восстановления и реконструкции Ленинграда. К этому периоду относятся проекты создания площади на месте разрушенного в блокаду Андреевского рынка, Центрального городского парка в Петроградском районе и другие работы.
В начале 1950-х годов в рамках реконструкции проспекта имени Сталина (Московского) был разработан ряд эскизных проектов высотных зданий, которые могли бы оживить жилую застройку магистрали, перекликались с высотными сооружениями исторического центра города. Высотки также должны были стать также главным акцентом в композиции ансамбля площади у Средней рогатки - парадного въезда в город со стороны Москвы и Киева.
Следующий поворот в истории советской архитектуры произошел в период хрущевской "оттепели". Правительственное постановление 1955 года "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве" повлияло на стилистику общественных зданий. Основным направлением ленинградской архитектуры стал модернизм, который характеризуется широким использованием в конструкциях зданий железобетона и стекла, лаконичностью геометрических объемов и отсутствием декора. С середины 1970-х годов в проектировании и строительстве зданий усиливается тенденция к усложнению архитектурных форм и пластической выразительности фасадов.
В соответствии с модернистской стилистикой выполнены конкурсный проект застройки правого берега Невы в районе Малой Охты; проекты Дома культуры энергетиков в Гавани, нового корпуса Ленинградского электротехнического института на Аптекарской набережной и другие работы. Крупнейшим градостроительным замыслом второй половины XX века явилось создание "морского фасада" Ленинграда, центральным звеном которого должна была стать западная часть Васильевского острова в устье реки Смоленки.
23 декабря 2024 - 2 марта 2025
Петропавловская крепость, Невская куртина