Музей Вадима Сидура и Московский музей современного искусства представляют выставку «ЭПОХА БЕЗВРЕМЕНЬЯ» – завершающую главу тетралогии событий, приуроченных к столетию со дня рождения Вадима Сидура и посвященных изучению его наследия в ракурсе персонального мифа. Экспозиция организована на двух этажах музея и открывает уникальное видение и творческий метод художника. Проект показывает архивные материалы и произведения разных периодов: от первых опытов с каменной скульптурой к определению его собственного творческого языка и формированию авторского направления в искусстве «ГРОБ-АРТ».
На первом этаже представлена обновленная постоянная экспозиция, центральной темой которой является обращение скульптора к общечеловеческим и социальным проблемам современности. Стремление "запечатлеть "вечную тему" НАВЕЧНО", по словам Сидура, находит выражение в широком спектре экспериментов с формой и разными материалами: камнем, деревом, металлом, а также неожиданными технологическими вариациями.
Второй этаж музея фокусирует внимание на истории мастерской, которую Сидур гордо называл "Мой Подвал". Пространство, созданное как часть атомного бомбоубежища жилого дома на Комсомольском проспекте в Москве, стало единственным пристанищем не только для многочисленных скульптур, но и местом встречи и общения для представителей передовой гуманитарной и естественнонаучной мысли советского времени.
Мир "Подвала" не оставлял Вадима Сидура и на даче в подмосковном Алабино: гуляя по лесу, он собирал детали для будущих инсталляций и размышлял о возможных сценариях глобальной катастрофы - ядерной или экологической. Именно эта практика привела к появлению в творчестве художника 1960-1970-х годов цикла произведений, объединенных позднее в особый постапокалиптический сюжет, названный им "искусством равновесия и страха" или "ГРОБ-АРТ".
Экспозиция на втором этаже временная и будет работать до 24 февраля 2025 года.
Вадим Сидур (1924 - 1986) - яркий представитель советского неофициального искусства второй половины ХХ века. Его биография демонстрирует историю человека, прошедшего через лишения 30-х годов, эвакуацию, опыт тяжелого ранения, полученного в результате участия в Великой Отечественной войне, а впоследствии - неприятие со стороны представителей официальной культуры. Человека, который благодаря преданности выбранному пути, сумел отыскать наиболее точный язык для выражения невыразимого и занять уникальное место в истории послевоенного искусства.
Художественное наследие Вадима Сидура многообразно и включает в себя более пятисот скульптур и около тысячи графических листов; экспериментальный кинофильм "Памятник современному состоянию", созданный им в 1974 году; опубликованный посмертно сборник стихов "Самая счастливая осень" и автобиографический роман "МИФ. Памятник современному состоянию", над которым автор работал многие годы, собирая воспоминания, наблюдения и повседневные зарисовки. Скульптуры Вадима Сидура в монументальном размере установлены не только в России, но и в ряде городов Германии и в США.
Музей Вадима Сидура, Москва, Новогиреевская, 37А