Музей современного искусства Эрарта представляет выставку Эдуарда Мхояна, чьи произведения отражают состояние самой жизни, всегда полной конфликтов и поисков
• Около 30 скульптур - небольших, но не лишенных монументального величия
• Работы разных лет, выполненные в разных материалах, но объединенные общей темой - философской анималистикой
• Возможность найти ответы на вопросы, от которых мы зачастую отмахиваемся, погружаясь в рутину
Скульптуры Эдуарда Мхояна, представленные на выставке, не отличаются большими размерами, но имеют потенциал на то, чтобы вырасти в монументы. Это работы разных лет, выполненные в разных материалах. Несмотря на это, экспозиция вполне целостна: отдельные произведения объединяет общая тема - анималистика. Если угодно, философская анималистика, ведь речь идет о благороднейших мифических существах, принадлежащих разным культурам. Это и олень с золотыми рогами, и черепаха, несущая на себе если не весь мир, то как минимум древнее ритуальное сооружение, и похищающий Солнце хамелеон, и, разумеется, сфинксы. Если скульптор берется за образ коня, то это непременно конь Александра Македонского, если за волчицу, то это волчица-мать. Истинного драматизма и монументального величия мастер добивается при обращении к теме животного начала в человеке. Именно так, а не наоборот.
Центральное место на выставке занимает фигура Минотавра - существа, которое издавна символизировало двойственность человеческой природы. Здесь художник продолжает традицию Пабло Пикассо, который на протяжении многих лет исследовал этот образ в своих рисунках и даже ассоциировал его с самим собой. Минотавр Мхояна - тоже своего рода автопортрет - дикий и страстный персонаж, в печальном взгляде которого прочитывается обреченность на гибель. Он предстает не чудовищем, а трагическим героем - носителем внутреннего конфликта, характерного исключительно для человека.
Заключенный в лабиринте Минотавр, по мнению Фрейда, символизирует запутанные и темные стороны бессознательного. Это нечто, что скрыто в наших собственных глубинах. Отражение страхов и стремлений к познанию, к свету. В таком контексте Минотавр - это не просто символ жестокости, но воплощение сложных, порой мучительных путей поиска истины. Минотавр и герой, запертые в лабиринте, - это одно целое, двойники.
Представленный в экспозиции "Хранитель Луны" - еще одна печальная химера скульптора - держит между крыльев лунный диск - своего рода зеркало Солнца и символическое зеркало для зрителя.
Все эти существа, по словам самого художника, отражают состояние самой жизни, всегда полной конфликтов и поисков. Общение с мифическим персонажем - это диалог с самим собой и тягостный поиск ответов на вопросы, от которых мы зачастую отмахиваемся, погружаясь в рутину. А встреча с ними в музейном зале - хороший повод завершить свои дела в лабиринте.
Об авторе
Скульптор, педагог, член Союза художников России и многократный лауреат всероссийских и международных конкурсов и фестивалей Эдуард Мхоян родился в 1958 году в Ессентуках. В 1981-м окончил Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого, а в 1992-м - Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной.
Принимает активное участие в выставочной деятельности с 1980 года - на сегодняшний день на счету Эдуарда более 200 региональных, всероссийских и международных выставок. Работы автора представлены в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Красноярска, Воронежа, Саратова, Барнаула, Хабаровска, Иркутска, Севастополя, Владимира, а также в частных коллекциях, в том числе и зарубежных.
С 1996 года по настоящее время преподает на кафедре монументально-декоративной скульптуры Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица. Живет и работает в Петербурге.
Даты проведения выставки: 8 ноября 2024 - 9 февраля 2025
Музей современного искусства Эрарта, Санкт-Петербург.