Музей современного искусства Эрарта представляет выставку Александра Дымникова, раскрывающую тайны восприятия прекрасного
• Удивительные наблюдения фотохудожника и путешественника, соединившего творчество с научными знаниями
• Впечатляющая коллекция образов, в основе которых лежат представления о восприятии человеком прекрасного на подсознательном уровне
• Ритмическая гармония, позволяющая получить эстетическое наслаждение
Словосочетание «автор исследует» часто встречается в каталогах и комментариях к работам художников. Иногда за этим кроется посещение библиотеки или архива либо опрос-анкетирование, но чаще всего речь идет о попытке зафиксировать собственный эмоциональный отклик на то или иное явление. Проект Александра Дымникова «Структуры и исследование визуальных обертонов» обращается к особенностям человеческого восприятия и претендует на вполне научное погружение в эту проблему.
В литературоведении существует направление «рецептивная эстетика», изучающее эстетическую эволюцию читательского опыта — различия в восприятии текста читателями, которых отделяют друг от друга десятилетия или даже века. Но человек испытывает эстетическое наслаждение не только от литературных произведений и иных образцов «высокой культуры» — будь то музыка или гармоничное сочетание цветовых пятен на холсте, — он находит особую прелесть и в определенных паттернах: в повторяющихся движениях танца и примитивных орнаментах. Дымников задается вопросами: в чем эстетическая ценность произведения искусства и как работает восприятие «прекрасного» на физиологическом уровне?
Более десяти лет фотограф и путешественник Александр Дымников всматривается в окружающий мир в поисках ритмов, которые при удачной аранжировке, в виде черно-белой фотографии, способны вызвать эстетический отклик у зрителя. У этого визуального исследования широчайшая география: природные структуры соседствуют здесь с древней кирпичной кладкой, поскольку эстетическую ценность создает именно человек — сперва художник, а в конечном итоге зритель. Автор собрал впечатляющую коллекцию образов, которые воспринимаются подобно ритмичной музыке.
Опираясь на современные исследования мозга человека, Александр Дымников выдвигает гипотезу о том, что наш мозг обладает механизмом распознавания ритмической гармонии. Именно этот механизм позволяет зрителю войти в резонанс с произведением искусства и получить эстетическое наслаждение. По мнению автора, механизм считывания красоты универсален: он есть у каждого независимо от уровня образования или зрительского опыта. Выставка «Структуры» — вдохновляющее напоминание о том, что этим даром природы стоит пользоваться как можно чаще.
Об авторе
Александр Александрович Дымников родился в 1961 году в Ленинграде. Член Союза фотохудожников России с 2006 года; в 2015-м избран председателем Союза фотохудожников Санкт-Петербурга.
В 1984 году окончил физический факультет ЛГУ и до 1992 года работал научным сотрудником в Государственном оптическом институте им. С.И. Вавилова, где занимался фундаментальными вопросами структуры стеклообразного состояния. С 1992 по 2015 год работал в сфере недвижимости, был директором по инвестиционным проектам.
В 1980-е годы увлекся горным туризмом, совершил более 40 горных и горнолыжных походов. Среди недавних маршрутов Александра — пересечение Гималаев на велосипеде, вело- и горные походы по заполярной Швеции, Норвегии и Исландии, походы на байдарке по Ладоге и Белому морю, скалолазание в Доломитовых Альпах, трекинги и восхождения в Непале, транстибетская экспедиция, лыжный поход на Северный полюс. Также принимал участие в экспедициях, целью которых был поиск следов технологий древних цивилизаций в Перу, Боливии, Египте, Сирии, Ливане, Иране, Турции, Греции и Израиле.
16 февраля 2024 — 12 мая 2024
6+
Выставочное крыло, 4 этаж