14 февраля 2024 года в Галерее графики Государственного Эрмитажа (Зимний дворец, залы № 324 – 328) откроется выставка «Мастера старонидерландской гравюры».
Это уже третья экспозиция в новом выставочном пространстве, которое призвано познакомить зрителя с богатейшим собранием западноевропейских гравюр и рисунков XV–XX веков. Первая была посвящена взаимосвязи гравюры и рисунка, вторая – раннему нидерландскому рисунку.
Новая выставка продолжает предыдущую и знакомит зрителя с другой гранью коллекции старонидерландской графики – эстампом. Эта часть эрмитажного собрания необычайно масштабна, она включает в себя целый ряд значимых произведений и способна с почти исчерпывающей полнотой представить ключевые этапы развития нидерландской гравюры на металле.
Хронологически экспозиция охватывает чуть меньше столетия – начиная с конца 1500 – начала 1510-х годов, времени создания ранних эстампов выдающегося гравёра Лукаса ван Лейдена, и до середины 1580-х годов, времени распада Старых Нидерландов на протестантскую Голландию и католическую Фландрию.
Всего в Галерее графики демонстрируется более сотни листов. В их числе, композиции на библейские и античные сюжеты, аллегории, портреты, пейзажи, жанрово-сатирические сценки, орнаментальная и архитектурная графика. Среди мастеров, чьи работы можно увидеть на выставке, Лукас ван Лейден, Мартен ван Хермскерк, Франс Флорис, Питер Брейгель Старшей, Ян ван дер Страт и многие другие.
Единственная ксилография, дополняющая рассказ о старонидерландской гравюре на металле – фриз «Обычаи и образ жизни турок», выполненный по композициям Питера Кука ван Альста.
Подробнее о выставке
До сих пор эрмитажное собрание старонидерландской гравюры не являлось предметом специального изучения или отдельной экспозиции. Выставка в Галерее графики должна не только познакомить посетителей с лучшими образцами нидерландского эстампа того времени, но и заложить основу его комплексного изучения.
Первый раздел экспозиции составляют работы Лукаса ван Лейдена, «нидерландского Дюрера» – живописца и рисовальщика, одного из ярчайших виртуозов европейской гравюры XVI столетия. На протяжении всей своей жизни он экспериментировал со стилями и манерами гравирования, всегда оставаясь открытым к опыту других мастеров. Отобранные для выставки листы ван Лейдена позволяют познакомиться с его гравюрным творчеством, в котором мастер обращался к самым разным жанрам и темам: «Изгнание из рая», «Танец Марии Магдалины», «Марс, Венера и Амур», «Зубной врач», «Вергилий в коробе» и так далее.
Основное внимание в следующем разделе, посвящённом гравюре 1540 – 1560-х годов, уделено деятельности Иеронима Кока. Художник и гравёр, он основал в Антверпене, издательский дом «На четырёх ветрах», который специализировался на издании высококачественной художественной гравюры и стал со временем крупнейшим в Европе.
Изначально Кок уделял особое внимание работе с художниками, избравшими ориентиром искусство Италии: Ламбертом Ломбардом, Мартином ван Хемскерком, Франсом Флорисом. На выставке, в числе других, представлены листы из ставших очень популярными в Нидерландах серий Флориса «Подвиги Геркулеса», «Семь свободных искусств», «Пять чувств».
Однако со временем издатель обратился к искусству, развивающему национальные традиции. Ключевым и самым значимым стало его сотрудничество с великим Питером Брейгелем Старшим. В Галерее графики можно увидеть как «босхианские» фантасмагории Брейгеля из серии «Семь смертных грехов», так и листы из серии «Больших пейзажей».
Завершает экспозицию антверпенская гравюра 1570 – первой половины 1580-х годов, отличающаяся большим тематическим и жанровым разнообразием. В том числе, работы Яна ван дер Страта, создававшего композиции батального жанра (серия ««История Медичи»»), анималистику (серии «Охоты» и ««Конюшня дона Хуана Австрийского»»), циклы на религиозные сюжеты («Четыре последние вещи» и «Деяния апостолов»).
Особое внимание уделено именно религиозной тематике, которая в этот период – время драматических противостояний – заняла важное место в нидерландском эстампе. Это могли быть изображения библейских персонажей, всевозможные аллегории, композиции на нравоучительные сюжеты. Однако, пожалуй, самыми популярными и востребованными стали тогда «истории в картинках» – циклы на сюжеты из Ветхого и Нового заветов, апокрифов, жизни апостолов и святых.
Впоследствии издатель Клас Янсзон Висхер собрал эти циклы в одну из самых знаменитых «иллюстрированных библий» – «Theatrum biblicum» (в русской традиции – «Библия Пискатора»), которая стала важным иконографическим источником для художников и иконописцев России второй половины XVII века. Экземпляр «Theatrum biblicum» тоже представлен на выставке.
Отдельное место занимает фриз «Обычаи и образ жизни турок», созданный по композициям Питера Кука ван Альста, – один из самых впечатляющих образцов нидерландской ксилографии середины XVI века. Это грандиозное произведение, длина которого составляет четыре с половиной метра, составлено из семи композиций на тему Турции. Создание его связанно с путешествием Питера Кука ван Альста в 1533 году в Константинополь. По одному из предположений, рисунки эти были исполнены в качестве проектов для шпалер для султана Сулеймана I. Однако, при жизни мастера они не нашли применения. Подготовку для их издания в ксилографии видимо осуществила вдова мастера, художница Мария Верхюльст.
Куратор выставки – Александр Николаевич Конев, научный сотрудник Отделения гравюр Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
Посетить выставку можно по входному билету в Главный музейный комплекс Эрмитажа.